реклама
Процессоры и память

Обзор Core i5-12600K: этот процессор быстрее Core i9-11900K

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Поскольку Core i5-12600K – уникальный по своему позиционированию процессор, который с точки зрения цены относится к решениям среднего уровня, но по характеристикам способен замахнуться на позиции флагманов, в сравнительное тестирование нам пришлось вовлечь максимальное число соперников – начиная от процессоров Core i5 и Ryzen 5 прошлых поколений и заканчивая флагманскими решениями. При этом сам Core i5-12600K мы тестировали дважды – как с новой DDR5-памятью, так и с DDR4 SDRAM, которая всё ещё позволяет заметно сэкономить при сборке новой системы.

В состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 5950X (Vermeer, 16 ядер + SMT, 3,4-4,9 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 5900X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,7-4,8 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3950X (Matisse, 16 ядер + SMT, 3,5-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3900XT (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,5-5,3/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-11900K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,5-5,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7-5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-12700K (Alder Lake, 8P+4E-ядер + HT, 3,6-5,0/2,7-3,8 ГГц, 25 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-11700K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11600K (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 3,9-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10600K (Comet Lake, 6 ядер + HT, 4,1-4,8 ГГц, 12 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590);
    • ASUS ROG Strix Z690-A Gaming WiFi D4 (LGA1700, Intel Z690);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы AMD) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. LGA1200- и Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR4-3600 и DDR5-6000.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 511.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) – тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 - тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, увеличиваемом в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Тест PCMark 10 даёт представление о скорости работы процессоров в обычных условиях, в которых их используют среднестатистические пользователи. Иными словами, речь идёт об офисных приложениях, интернет-активности, работе с электронной почтой, видеоконференциях, редактировании фотографий и несложной обработке видео. И во всех этих случаях Core i5-12600K смотрится очень уверенно. С точки зрения выбранного бенчмарка он справляется с повседневными задачами не хуже, чем любой из процессоров Core i9 поколений Rocket Lake и Comet Lake, а старшие процессоры Ryzen 9 c 12 и 16 ядрами опережают его лишь в единственном сценарии, связанном с созданием и обработкой мультимедийного контента.

В то же время от моделей Alder Lake с большим числом ядер Core i5-12600K отстаёт при любом виде нагрузки. Но действительно заметным это отставание становится лишь в наиболее тяжёлом сценарии создания контента (Digital Content Creation), в то время как в повседневных задачах разница в производительности не так высока.

Не слишком заметно расходятся результаты Core i5-12600K при работе с DDR5- и DDR4-памятью. Более того, PCMark 10 не позволяет даже однозначно понять, какой конкретно тип памяти предпочтителен для Alder Lake – в зависимости от сценария лучшую производительность обеспечивает то один, то другой вариант.

Тест 3DMаrk CPU Profile оценивает теоретическую игровую производительность, симулируя поведение большого числа управляемых ИИ внутриигровых объектов. Это – новый многопоточный бенчмарк, в котором активно используются наборы векторных инструкций SSE3 и AVX2. Для сравнения процессоров мы опираемся на два показателя – максимальную производительность при полной загрузке CPU работой и на производительность при восьмипоточной нагрузке, которая характерна для большинства современных DirectX 12-игр.

С точки зрения максимальной производительности Core i5-12600K можно сопоставить с Core i7-11700K и Ryzen 7 5800X. Новый 10-ядерный процессор, построенный по схеме 6P+4E, действительно способен конкурировать с имеющимися на рынке восьмиядерниками и даже превосходить их. Но до флагманов Core i9-11900K и Core i9-10900K он всё-таки не дотягивает, по крайней мере так считает 3DMark.

Зато если смотреть на сравнение процессоров при восьмипоточной игровой нагрузке, результат Core i5-12600K уверенно смещается в верхнюю часть диаграммы. В этом случае 10-ядерный Alder Lake оказывается быстрее всех без исключения процессоров семейств Zen 2, Zen 3, Rocket Lake и Comet Lake. И такое убедительное превосходство Core i5-12600K говорит не только о прогрессивности микроархитектуры Golden Cove, но и заодно о неплохом уровне быстродействия ядер Gracemont, поскольку в случае восьмипоточной нагрузки у десятиядерного процессора к работе привлекаются шесть производительных и два энергоэффективных ядра. Впрочем, процессоры Core i7-12700K и Core i9-12900K, которые имеют возможность отправить все восемь потоков на ядра Golden Cove, опережают Core i5-12600K на довольно заметные 20-25 %.

#Производительность в приложениях

Как уже неоднократно говорилось, Alder Lake – серьёзный шаг вперёд. Но Core i5-12600K иллюстрирует это утверждение, пожалуй, даже лучше, чем его собратья более высокого класса. Несмотря на то, что он относится к среднему уровню и стоит менее $300, его производительность в ресурсоёмких задачах оказывается выше, чем у флагманов Intel прошлых поколений. В частности, в нашем наборе тестов Core i5-12600K превосходит Core i9-11900K и Core i9-10900K в десяти задачах из двенадцати. Попутно он демонстрирует преимущество и перед Ryzen 7 5800X: восьмиядерный процессор AMD выигрывает у Core i5-12600K лишь в одном случае из двенадцати. Получается, что в «тяжёлых» приложениях быстрее десятиядерного Alder Lake серии Core i5 могут быть только процессоры с двенадцатью или шестнадцатью ядрами.

Однако вместе с этим между Сore i5-12600K и старшими Alder Lake сохраняется существенный разрыв. Несмотря на то, что Сore i5-12600K имеет почти такую же, как у Core i7, ядерную формулу, нехватка в нём двух ядер Golden Cove приводит к отставанию от Core i7-12700K и Core i9-12900K усреднённо на 21 и 40 % соответственно.

Что же касается DDR4 SDRAM, то её использование «портит» быстродействие Core i5-12600K не слишком сильно. В среднем старый тип памяти вызывает лишь 4-процентное снижение производительности. Правда, есть и исключения: архиватор 7-zip работает в системе с DDR5 быстрее на целых 17 %, но этот пример – единственный.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Как бы хорошо ни выглядел Core i5-12600K в ресурсоёмких приложениях, его главный козырь – игровая производительность. Нагрузка, создаваемая современными играми, отлично ложится на ядерную формулу 6P+4E, и Core i5-12600K оказывается лишь немного медленнее флагманских Alder Lake. По частоте кадров в играх он отстаёт от старшего Core i9-12900K в среднем лишь на 6 %. И это значит, что Core i5-12600K, наряду с флагманскими Alder Lake, имеет полное право носить звание лучшего в своём классепроцессора для игр.

Действительно, с точки зрения игровой производительности Core i5-12600K в паре с DDR5-6000 оказывается быстрее любого другого процессора семейств Zen 2, Zen 3, Rocket Lake и Comet Lake. По среднему FPS рассматриваемый Core i5-12600K превосходит Core i9-11900K на 9 %, Core i9-10900K – на 13 %, а Ryzen 9 5950X – на 7 %. Всё это отображено на приведённой ниже диаграмме, построенной по результатам тестов в 12 современных играх.

Отдельно стоит отметить довольно небольшое различие в производительности Core i5-12600K при использовании DDR5 и DDR4 SDRAM. Иными словами, память более старого стандарта вполне может применяться в игровых LGA1700-системах ради оптимизации их цены – в этом нет ничего страшного.

Впрочем, нагрузка в различных играх довольно разнородна, и в них порой можно увидеть совсем другую картину. Например, в Chernobylite и Serious Sam: Siberian Mayhem память стандарта DDR4 позволяет получить более высокую производительность. А такие игры, как Chernobylite и Shadow of the Tomb Raider, благоволят процессорам Ryzen, и в них Core i5-12600K проигрывает не только Ryzen 7 5800X, но и даже Ryzen 5 5600X. Но в то же время в нашем тестовом наборе не нашлось ни одной игры, где Core i5-12600K уступал бы флагманским процессорам Intel прошлых поколений. И это – ещё один пример, показывающий, насколько Alder Lake опережают своих предшественников.

#Выводы

Core i5-12600K – нетипичный представитель серии Core i5. В отличие от прочих Core i5 — как прошлых, так и нынешнего поколений — этот процессор обладает не шестью, а десятью вычислительными ядрами, шесть из которых относится к производительной микроархитектуре Golden Cove, а четыре – к энергоэффективной Gracemont. Это позволяет ему выполнять 16 потоков одновременно и делает его конкурентом не шестиядерных Core i5 и Ryzen 5, а процессоров более высокого класса – восьмиядерников Core i7 и Ryzen 7. Intel вполне могла бы выделить Core i5-12600K в отдельную подгруппу Core i6 – и это было бы совершенно справедливо, поскольку остальные Core i5 даже в семействе Alder Lake не имеют такого количества ядер и не обладают гибридной архитектурой.

При этом противопоставление Core i5-12600K восьмиядерникам отнюдь не выставляет его в невыгодном свете. Напротив, он начинает казаться ещё более выдающимся предложением, поскольку при цене менее $300 предлагает производительность выше, чем у существенно более дорогих процессоров прочих семейств Intel и AMD.

Факты, установленные в сравнительном тестировании Core i5-12600K, таковы: с точки зрения средней производительности он безоговорочно превосходит флагманские модели семейств Comet Lake и Rocket Lake, причём это касается как игр, так и рабочих ресурсоёмких приложений. Процессоры AMD Ryzen 5000-й серии с шестью и восемью ядрами также пасуют перед мощью Core i5-12600K – представитель семейства Alder Lake уверенно превосходит их при любых вариантах нагрузок. При этом в приложениях для создания и обработки контента «полупрофессиональные» Ryzen 9 5900X и 5950X выступают всё-таки лучше Core i5-12600K благодаря большему количеству вычислительных ядер. Однако это совершенно не касается игр: в них Core i5-12600K оказывается быстрее любого современного процессора AMD.

На этом месте вполне можно было бы остановиться и объявить Core i5-12600K идеальным по сочетанию цены и производительности вариантом для игровых систем, который к тому же способен предложить достойный уровень быстродействия в вычислительных приложениях. Но умолчать о том, что наряду с отличной производительностью этот процессор выделяется и поразительной энергоэффективностью, было бы нечестно.

Дело в том, что Core i5-12600K кардинально отличается от старших собратьев семейства Alder Lake и имеет довольно скоромные энергетические аппетиты. Максимальный уровень энергопотребления, зафиксированный во время тестирования в реальных приложениях, составил всего 120 Вт – это не только ниже потребления сходных по производительности процессоров Intel прошлых поколений, но и меньше, чем в реальности требуют для своей работы процессоры AMD с тепловым пакетом 95 Вт. Таким образом, Core i5-12600K можно присудить чемпионский титул не только с точки зрения удельной производительности на доллар, но и по удельной производительности на ватт. Причём во втором случае его преимущество перед альтернативами окажется не менее впечатляющим.

С практической точки зрения это означает, что для Core i5-12600K вовсе не нужны громоздкие системы охлаждения и материнские платы с монструозными схемами питания. Вполне подойдут и сравнительно недорогие комплектующие, которые раньше комбинировать с процессорами такого класса никому не пришло бы в голову. И кстати, сэкономить при сборке системы на базе Core i5-12600K можно и на этапе выбора памяти. Как показали тесты, этот процессор прекрасно обходится DDR4 SDRAM – да, производительность получается чуть ниже, чем при использовании DDR5-памяти, но разница составляет единицы процентов, поэтому экономия может быть вполне оправданна.

В конечном итоге остаётся признать, что Intel удалось создать действительно уникальный процессор, не имеющий на данный момент достойных альтернатив в своём ценовом сегменте. Выбирать для конфигураций среднего уровня, особенно если речь идёт про игровые сборки, что-то отличное от Core i5-12600K попросту неразумно – любой другой вариант будет существенно хуже и по производительности, и по энергопотреблению. Поэтому Core i5-12600K получает от нас заслуженную награду «Лучшая покупка», а в последующих обзорах мы постараемся проверить, распространяются ли лавры старшего Core i5 на младшие процессоры серии, в первую очередь — Core i5-12400.

 
← Предыдущая страница
Лучшая покупка
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Робокоп возвращается в сюжетном аддоне Unfinished Business для RoboCop: Rogue City — подробности и первый геймплей 7 ч.
Два героя, стелс, открытый бой: Ubisoft показала 20 минут геймплея Assassin’s Creed Shadows 8 ч.
Будущее TikTok в США всё ещё под вопросом: переговоры с потенциальными покупателями так и не начались 9 ч.
Симулятор официанта The Way of the Tray перенесёт игроков в мир японских духов, вдохновлённый аниме студии Ghibli 10 ч.
AMD выпустила драйвер с поддержкой Radeon RX 9070/RX 9070 XT, FSR 4 и генератором кадров AFMF 2.1 11 ч.
Олды тут? Sony обновила прошивку PlayStation 3, несмотря на то, что устройству почти 20 лет 11 ч.
Split Fiction стала самой высокооценённой игрой Electronic Arts на Metacritic со времён Mass Effect 3 — она вышла 13 лет назад 11 ч.
«Сургуч» для ЭЦП: в ОС «Альт появилось новое приложение для упрощения ЭДО 11 ч.
Поддержка модов, цирюльник и более тысячи улучшений: разработчики Kingdom Come: Deliverance 2 подтвердили дату выхода первого большого обновления 12 ч.
Разработчики DuckDuckGo улучшили ИИ-технологии в поисковике 12 ч.
Глава TSMC напомнил соотечественникам, что только в этом году компания построит на Тайване 11 новых производственных линий 35 мин.
Рынок видеокарт показал рост в прошлом квартале, но долгосрочный прогноз слабый 52 мин.
Солнечную плёнку научились печатать в рулонах как обои 3 ч.
Новая статья: Обзор и тестирование корпуса Ocypus Iota C70 BK: «аквариумы» нынче в моде 4 ч.
Новая статья: Обзор игрового 4K IPS-монитора Digma Pro Action M c Mini-LED: с каждого по зёрнышку 6 ч.
Бракованные GPU могли просочиться в ноутбуки с графикой GeForce RTX 50 — теперь они не выйдут в срок 7 ч.
Аппарат «Афина» компании Intuitive Machines спустился на Луну, но как именно — загадка 8 ч.
Google раскрыла детали уязвимости в процессорах AMD и опубликовала инструментарий для анализа и изменения их микрокода 8 ч.
Brother настаивает, что её принтеры не теряли совместимости со сторонними расходниками и обещает «устранить источник лжи» 10 ч.
Китай запустит программу господдержки разработки и внедрения чипов RISC-V 11 ч.