реклама
Новости Hardware

Шведские учёные создали структурный аккумулятор, увеличивающий запас хода электромобиля на 70 %

Самый прочный в мире аккумулятор, разработанный учёными Технического университета Чалмерса (CTH) в Швеции, может увеличить запас хода электромобилей на 70 % и открыть путь к созданию мобильных устройств тоньше банковской карты. Уникальность технологии заключается в использовании углеродного волокна в качестве электродов, что позволяет исключить металлы, такие как мeдь и алюминий, увеличивающие массу. Это может стать решающим фактором в преодолении ключевого барьера на пути к масштабной электрификации транспорта — ограниченного запаса хода.

 Источник изображения: Henrik Sandsjö / Chalmers University of Technology

Источник изображения: Henrik Sandsjö / Chalmers University of Technology

Несмотря на растущую популярность электромобилей, переход на полностью электрифицированный транспорт, свободный от ископаемого топлива, остаётся задачей с множеством неизвестных. Особенно остро эта проблема стоит в сфере дальних перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом, требующим энергоёмкого, но лёгкого топлива, способного обеспечить нужный запас энергии. Традиционные аккумуляторы, хотя и экологичнее, но значительно уступают ископаемому топливу по энергоёмкости и весу.

Структурные аккумуляторы предлагают элегантное решение этой многогранной проблемы благодаря способности выполнять несущую функцию в конструкции устройства, превращаясь из «мёртвого груза» в функциональный элемент. Для транспортных средств это означает не только снижение общего веса, но и уменьшение энергопотребления, что напрямую влияет на увеличение запаса хода.

Исследовательская группа под руководством Лейфа Аспа (Leif Asp), профессора материаловедения и вычислительной механики в CTH, подтвердила, что углеродные волокна могут накапливать электрическую энергию и использоваться в качестве электродов в литийионных батареях. К 2021 году группа учёных повысила прочность и электрическую ёмкость батареи до плотности энергии 24 Вт·ч/кг, которая в новых отчётах была увеличена до 30 Вт·ч/кг.

Хотя эти значения всё ещё уступают стандартным литийионным аккумуляторам, важно отметить, что структурные аккумуляторы не обязательно должны достигать таких же высоких показателей ёмкости, чтобы быть эффективными. Их главное преимущество заключается в многофункциональности и способности интегрироваться в конструкцию устройства, что позволяет достичь значительного снижения общего веса и повышения энергоэффективности. «Наши расчёты показывают, что электромобили могли бы проезжать до 70 % больше, чем сегодня, если бы они были оснащены конкурентоспособными структурными аккумуляторами», — говорится в заявлении Аспа.

Структурный аккумулятор, разработанный в CTH, изготовлен из композитного материала и использует углеродные волокна для положительного и отрицательного электродов. В предыдущих версиях батареи сердцевина положительного электрода была сделана из алюминиевой фольги. В новой версии исследователи применили инновационный подход и покрыли углеродные волокна литий-железо-фосфатом (LFP), что позволило значительно повысить эффективность и прочность батареи. Углеродное волокно в данной конструкции служит не только электродом, но и армирующим элементом, коллектором тока и основой для накопления лития на катоде, одновременно выступая в роли электрического коллектора и активного материала в аноде. Это позволяет создавать аккумулятор без использования традиционных материалов, таких как мeдь или алюминий.

Исследователям также удалось повысить жёсткость аккумулятора, что позволяет ему выдерживать нагрузки, сопоставимые с алюминием, но при значительно меньшем весе. «Можно представить, что мобильные телефоны толщиной с кредитную карту или ноутбуки, весящие вдвое меньше нынешних, появятся совсем скоро. Потребуются крупные инвестиции, чтобы удовлетворить сложные энергетические потребности транспортной отрасли, но именно в этой сфере данная технология может произвести наиболее значительный эффект», — заявил Асп.

Инновационный аспект разработки состоит ещё и в том, что ионы лития в аккумуляторе перемещаются через полутвёрдый электролит, что существенно снижает риск возгорания — это критически важное преимущество с точки зрения безопасности, особенно в транспортных средствах. Однако на данный момент аккумулятор не может обеспечивать высокую мощность, и это направление стало одним из приоритетных для команды учёных.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Материалы по теме
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Эксперт Digital Foundry прояснил, справится ли PS5 Pro с GTA VI в 4K и 60 FPS 22 мин.
«VK Видео» запустила интерактивные ролики — пользователь сам решает, что будет дальше 2 ч.
«Семейные группы Steam» вышли из «беты» — общая библиотека, родительский контроль и детские ограничения 2 ч.
ИИ превзошёл учёных в генерации инновационных исследовательских идей 2 ч.
Стоимость OpenAI вырастет до $150 млрд — компания намерена привлечь $6,5 млрд инвестиций и взять $5 млрд в кредит 4 ч.
Пользователи поисковика Google Search получат доступ к 860 млрд архивных веб-страниц через Wayback Machine 6 ч.
Последнее дополнение к Remnant 2 наконец получило дату выхода — трейлер The Dark Horizon и нового бесплатного режима 13 ч.
Разработчики Warhammer 40,000: Rogue Trader раскрыли занимательную статистику игроков после релиза 13 ч.
Microsoft исправила пять уязвимостей нулевого дня и десятки других проблем с безопасностью Windows 14 ч.
Встроенная графика AMD Ryzen AI 300 получила генератор кадров AFMF2 и технологию VGM — FPS подскочил до 70 % 14 ч.
Начался монтаж модульного ЦОД для европейского экзафлопсного суперкомпьютера JUPITER 41 мин.
Apple упростила замену батареи в iPhone 16 и 16 Plus 44 мин.
Все Apple iPhone 16 поддерживают зарядку мощностью до 45 Вт 2 ч.
Huawei выставила колоссальные ценники за ремонт трёхстворчатого смартфона Mate XT 2 ч.
T-Mobile протестировала рассылку экстренных сообщений на смартфоны через спутники Starlink 2 ч.
Власти США близки к тому, чтобы разрешить экспорт новейших ускорителей Nvidia в Саудовскую Аравию 5 ч.
Шведские учёные создали структурный аккумулятор, увеличивающий запас хода электромобиля на 70 % 5 ч.
Глава Nvidia дал понять, что в случае необходимости компания сможет выпускать свои чипы за пределами Тайваня 7 ч.
Новая статья: Ноутбук Tecno Megabook K16S AMD (K16SDA): автономнее, мощнее, удобнее 12 ч.
Криптовалютный рынок отреагировал падением на результаты президентских дебатов в США 16 ч.