Microsoft Windows XP x64 Edition
Все новые процессоры имеют поддержку Intel® Extended Memory 64, а это, если верить рекламе, должно позволить устанавливать в ПК больше оперативной памяти (зачем больше 4 Гб?) и увеличить производительность. Вот производительностью мы и заинтересовались. Благо Microsoft сейчас "бесплатно" делится этой операционной системой, и нам ничего не стоило ее получить и установить.
Хотя разговор должен идти только о результатах тестов, без маленького экскурса в особенности реализации этой ОС, окончательный вывод будет не совсем понятен, да и результаты тестов тоже.
В Windows XP Professional x64 Edition программисты Microsoft окончательно отказались от поддержки 16-разрядного кода, а его место по статусу (только в целях совместимости) заняли 32-разрядные приложения, т.е. создается виртуальное пространство и производится трансляция вызовов (x86 эмулятор Windows на Windows 64). На все это, пусть и немного, но будут уходить процессорные ресурсы. Новое 64-разрядное программное обеспечение появляется пока не так охотно, как хотелось бы. В процессе тестирования мы наткнулись и на камни - Aquamark 3 запустить не удалось, вместо теста предлагалось отправить отчет! А PCMark'04 отказался запускаться без установленных Windows Media Player 9 и Windows Media Encoder 9, 64-разрядные версии которых должны только появиться в скором времени.
Для нормальной работы с аппаратным обеспечением операционной системе нужны драйверы. Windows XP x64 Edition нужны ТОЛЬКО 64-разрядные драйверы. С одной стороны, это повлечет за собой отказ работать с приличным числом девайсов, ранее отлично работавших. И далеко не к каждому будет написан/перекомпилирован драйвер. С новыми устройствами чуть проще, производители стараются, чтобы с Windows XP x64 Edition они замечательно работали - только скачай. Опять же не у всех будет возможность выкачивать приличного объема файлы из сети. Чтобы все устройства заработали в обновленной ОС, нам пришлось выкачать не так уж и много, всего 76 Мб. Неприятностей добавляет еще и тот факт, что многие драйверы пока "сыроваты". Но мы брали самые свежие.
Теперь, когда все правильно работает, осталось только рассмотреть результаты.
Синтетика нас сразу начала радовать. 8-10% прироста, на той же системе, только с новой ОС и драйверами.
А здесь прирост еще больше, особенно на двухъядерной конфигурации.
А скорость обращений к памяти не возросла.
Синтетика это хорошо, но возвращаемся в реальность.
И? Вот она виртуализация и трансляция! Налицо падение производительности.
Перекодирование WAV в MP3 тоже не стало быстрее.
3DMark'05 тоже продемонстрировал чуть худшие результаты. Тут мы начали расстраиваться…
И снова тот же эффект. Хотя здесь потеря 20-30 fps мало что решает, но все равно неприятно.
Почти 20% потеряно! Хотелось поставить больше восклицательных знаков, но всетаки смягчу горесть поражения - реально 18 с лишним процентов.
И в этих играх картина особо не изменилась. Положительный результат Doom 3 не хочется списывать на погрешность измерений, но верится с трудом.
Вывод напрашивается неутешительный. Переход на Windows XP Professional x64 Edition совершенно несвоевременен. Еще минимум пол года нужно подождать, а может и того больше, т.к. пока самым активным перекомпилятором является сама Microsoft. В ближайшее время ожидается переход на 64-разрядность офисных приложений, серверных пакетов и кодеков вместе с плеерами. Игры на 64-разряда переходят неохотно, хотя в анонсах такие новости изредка мелькают. А если вспомнить печально известный 64-разрядный патч к Far Cry, весивший более гигабайта(!), то нужен ли он? Но это вывод сегодняшнего дня, со временем все кардинально изменится, и о тех же Quake 3 или Half-Life будем вспоминать так, как сейчас о DOS-овских анахронизмах.
Выводы
Осталось только сделать окончательный вывод о целесообразности внедрения новых технологий, скопившихся вокруг Intel. Как обычно, за новое нужно платить, и порой много, при этом четко себе представляя, что в ближайшее время не удастся полностью задействовать весь потенциал нового оборудования. И даже когда программисты порадуют возможностью задействовать "отдыхающие" узлы и технологии, нужно быть готовым к побочным эффектам. Но беспокоиться не стоит, со временем все наладится, отполируется и притрется - будет работать с полной отдачей и лучше старого. Правда, к тому времени наверняка появятся другие Новые Технологии, и мы будем спорить о целесообразности их внедрения.
Что качается сегодняшних героев, то NVIDIA поздравим с созданием отличного чипсета для игровой станции в лице nForce 4 SLI Intel Edition. Intel поздравим с выпуском оптимального чипсета для высокопроизводительны универсальных систем - Intel 955X Express, которому не хватает только SLI, чтобы стать лидером, а также поздравим с созданием привлекательного для массового ПК чипсета Intel 945P/G Express. Выпуск двухъядерного процессора перспективен и своевременен, дает прирост производительности уже сейчас, хотя и не такой большой. Но пока такие решения мало востребованы, да и дороговаты - не каждый будет переплачивать за возможные выгоды, многие решат немного подождать. А неизбежный переход на 64-разрядность медленно и уверенно приближается. Очень похоже, что Windows XP x64 Edition является только затравкой, приучающей пользователя к 64-разрядным мыслям и готовящей почву для скорого полномасштабного наступления Windows Longhorn.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.