Драйвера
Драйвера всегда были самым слабым местом производителей видеокарт. Сейчас уже трудно посчитать, сколько хороших решений, реализованных в чипах так и остались невостребованными из-за плохих драйверов. А сколько видеочипов так и не раскрыли свои возможности из-за того, что программисты не смогли сделать качественные драйвера? И если ATi и nVidia, годами работая над своими видеокартами смогли наконец-то вывести драйвера на тот уровень, когда к ним почти нет претензий, то производители типа SiS, STM, Trident, или даже Matrox хватаются за голову при одном упоминании о драйверах. Посмотрим, как же SiS отнёсся к написанию драйверов для Xabre. Мы использовали самые свежие
драйвера версии 3.03.51.
По сравнению с nVidia Detonator, или ATi Catalyst, драйвера для Xabre кажутся какими-то куцыми. В них отсутствуют элементарные настройки 3D-изображения, такие как выбор фильтрации, включение синхронизации, или сглаживания. Использование ТВ-выхода также слегка смущает, поскольку соответствующее меню появляется только лишь после подсоединения
кабеля и перезагрузки компьютера.
Меню калибровки цвета
Меню проигрывания видео
Выбор дисплея
Благо, с драйверами поставляется утилита 3DWizard, которая может включать антиалиасинг, разгонять видеокарту, делать изображение стереографическим и жульничать в играх, делая стены прозрачными.
К слову сказать, в чипе SiS315 тоже была реализована возможность смотреть сквозь стены и никакой негативной реакции это не вызвало. Видеокарты на GPU от SiS слишком слабо распространены, чтобы привести к массовому жульничеству в киберсхватках в Quake III через интернет, так что вероятность того, что вы встретите на каком-нибудь сервере игрока с видеокартой Xabre, или SiS315 пока что мала, а как будет дальше - посмотрим.
ТВ-выход и DualHead
Карты Xabre400 используют чип-кодек SiS301, который уже некоторое время применяется в ноутбуках. Чип включает NTSC/PAL ТВ кодек с Macrovision 7.1.L1, TMDSTM с билинейным масштабированием для вывода на ЖК экраны и RGB порт для обычных VGA мониторов.
SiS301 позволяет использовать 24-битные, 18-битные и 12-битные ЖК мониторы. Максимальное разрешение - 1280x1024@60 Гц. Некоторые компании типа Triplex поставляют со своими картами DVI-VGA переходник, позволяющий подключать второй ЭЛТ монитор к карте. Медленный 135 МГц RAMDAC значительно ограничивает максимальное разрешение и частоты обновления. Максимальное значение - 1280x1024@75 Гц. В 1280x1024 изображение довольно четко, однако на нем присутствует несколько затененных линий. Максимальное приемлемое разрешение для второго монитора составляет 1024x768 при 32-битном цвете. Так что по качеству сигнала второй выход и рядом не находится с первым. Вряд ли вам понравится использовать Xabre для работы с двумя мониторами.
Для активации ТВ-выхода необходимо воткнуть кабель в карту. После перезагрузки ТВ-выход будет опознан драйверами. Возможные разрешения ТВ-выхода составляют 800x600 и 1024x768. Что касается качества, то здесь есть как плюсы, так и минусы. Сначала о плохом: при включении ТВ-выхода основной монитор должен использовать то же разрешение, что и ТВ-выход. Вы не сможете использовать ТВ-выход для расширения рабочего стола. К тому же все шрифты на VGA мониторе приобретают жирное начертание. Так что от SiS здесь требуется некоторая доработка. Еще одна загадка - в 1024x768 мы не смогли выбрать 32-битный цвет, хотя он без проблем работал в 800x600.
Ну а теперь о хорошем: для регулировки изображения на ТВ существует большое количество опций. Вы можете двигать и масштабировать изображение по вертикальной и горизонтальной оси. Изображение можно масштабировать на 20 позиций, так что вы сможете оптимально подогнать его под ваш экран. Драйвер даже предлагает режим overscan. Так что инженерам nVidia есть на что посмотреть в драйверах SiS.
Драйвер SiS предлагает и зеркальный режим, в котором второй дисплей дублирует первый. Также реализован и мультимониторный режим, когда рабочий стол продолжается на второй монитор (в качестве второго монитора можно использовать только ЭЛТ или ЖК). Совместное использование ТВ-выхода и второго монитора невозможно.
Качество 3D
С качеством воспроизведения 3D изображения у SiS Xabre400, похоже, проблемы. Проблемы, как водится, в драйверах. Вы только что видели, что драйвера не позволяют изменять настройки 3D, а по умолчанию они установлены не на самые лучшие, с точки зрения качества, значения. Оно и понятно: компании SiS надо рекламировать скорость Xabre400 и они зажимают качество графики.
Рассмотрим, к примеру, Quake III Arena. Эта игра на Xabre выглядит очень плохо. И прежде всего в глаза бросается ужасное небо, напоминающее те времена, когда люди использовали 16-битный цвет и компрессию текстур.
Но не только небо портит впечатление от игры. Кроме него есть ещё и фильтрация текстур.
Как видите, здесь она билинейная, то есть перед нами уровень прошлого века. Как мы ни пытались включить трилинейную фильтрацию, нам это не удалось. И когда я увидел это небо и эту фильтрацию, я вспомнил, что где-то мы уже встречали в одном месте оба этих недостатка. Ну конечно же - SiS 315! Со времён этого чипа, похоже, ситуация в лучшую сторону не сдвинулась, и Xabre унаследовал все нежелательные черты своего предшественника.
Качество в 3DMark2001SE
Хотелось бы верить, что в Direct3D качество изображения будет лучше, но это не так. Точнее, не совсем так. Изображение в Direct3D выглядит размытым и нечётким. Это по-видимому из-за того, что в установках фильтрации в драйверах первый MIP-уровень начинается слишком близко к наблюдателю, и мы видим отфильтрованные текстуры ближе, чем должно быть. Вот, что получается в итоге: посмотрите на первый тест 3DMark2001SE.
Видно, что текстуры на Xabre400 сильно размыты по сравнению с образцом и выглядят какими-то мутноватыми. То же самое наблюдается и в прочих играх.
Full Scene AntiAliasing
И уж совсем интересно обстоят дела с полноэкранным сглаживанием. Xabre эволюционировал по сравнению с SiS 315 и уже поддерживает два способа сглаживания: суперсэмплинг и Blur. Что такое суперсэмплинг, я думаю, уже объяснять не нужно - обычный рендеринг в более высоком разрешении с последующим уменьшением, а вот Blur - это что-то новенькое.
С виду может показаться, что 2x + Blur даёт такое же качество сглаживания, как и FSAA4x, но это не так, потому что изображение действительно сглаживается методом 2xAA, а Blur просто размывает всю картинку, из-за чего надписи перестают читаться и изображение выглядит невзрачным.
SiS Xabre, 2xAA +Blur
SiS Xabre, NoAA
Сверху машина с применением Blur размытия, а снизу - без него. Даже при том, что Xabre по умолчанию делает картинку более размытой, чем образец, Blur ещё сильнее размывает её. С таким качеством играть уже просто неприятно. Теперь посмотрим, как включение антиалиасинга влияет на скорость.
Как видно, падение скорости при включении полноэкранного сглаживания более чем существенное. При 2xAA скорость падает в два раза (качество картинки тоже), а при 3xAA и 4xAA - в три и четыре раза соответственно. А так как включить 2xAA без замыливания Blur невозможно, то минимум сглаживания, который удовлетворит ценителя высокого качества - это 3xAA с троекратным падением скорости.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.