⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
NVIDIA GeForce GTX 650 Ti: последний кирпич
С момента выхода GeForce GTX 680 NVIDIA представляет новые карты на базе архитектуры Kepler едва ли не каждый месяц. И вот, не успели мы протестировать GTX 650, предыдущую новинку, как подоспело очередное пополнение — GTX 650 Ti. Если судить по названию, GTX 650 Ti формально позиционируется как более мощная версия «простого» GTX 650. Но эта картина несколько расходится с реальным положением дел. Ведь GTX 650, по сути, является близким родственником GT 640, так как обе карты построены на базе самого младшего GPU в линейке Kepler — GK107. Его же, кстати, используют для производства ноутбучных видеоадаптеров GT 650M. Различаются GT 640 и GTX 650 типом микросхем видеопамяти: GDDR3 у первого и GDDR5 у второго. Как видно из наших тестов GT 640, устаревшая память сильно обременяет чип GK107, но по спецификациям графический процессор выглядит вполне себе мощно для своей категории. Так что у GTX 650 есть все шансы стать достойным соперником для Radeon HD 7750, что мы и проверим, когда семпл, наконец, доберется до нашей тестовой лаборатории. А пока вернемся к 650 Ti. Референсная карта GTX 650 Ti с виду похожа на GTX 650, в чем мы лишний раз убедимся, когда доберемся до самой железки, но графический процессор роднит ее с GTX 660. После нее GTX 650 Ti стала второй моделью, в которой используется GPU GK106. В целом было бы странно ожидать, что NVIDIA удовлетворится, выпустив на базе GK106 единственную карту. При производстве любых более-менее сложных GPU всегда получается определенный процент кристаллов с частично работоспособными вычислительными блоками или просто более низким резервом по тактовой частоте, которые грех не пустить на видеоадаптер классом ниже, отключив дефектные участки. Вот и GTX 650 Ti комплектуется урезанными таким образом чипами. Процессор GK106 интересен своей забавной асимметричной архитектурой. В семействе Kepler NVIDIA комбинирует массив ядер CUDA и текстурные модули в блоки под названием потоковые мультипроцессоры (SMX), а два SMX вместе с геометрическим блоком Raster Engine составляют более крупную единицу — Graphics Processing Cluster. Подробно об устройстве и принципе работы этих блоков написано в нашем обзоре GeForce GTX 680. Так вот, GK106 состоит из трех GPC, из которых два, как и положено, содержат по два SMX, а третий — только один. В чипах GK106, идущих на производство GeForce GTX 650 Ti, отключается один из пяти SMX в зависимости от того, на какой участок схемы пришелся дефект. Следовательно, возможно два варианта «обрезки» вычислительных блоков. Если дефектный SMX расположен в «маленьком» GPC, то этот GPC полностью выпадает. В другом случае отключается SMX в одном из больших GPC. Теоретически последний вариант обеспечивает более высокую геометрическую производительность за счет одного «бесплатного» блока Raster Engine. На практике же не стоит говорить про какую-либо лотерею, ибо результирующая производительность GTX 650 Ti все равно будет упираться в филлрейт. Сейчас станет понятно, почему. Четыре SMX дают нам 768 ядер CUDA и 64 текстурных модуля: вдвое больше, чем у GTX 650. При этом в GTX 650 Ti у GK106 отключен один контроллер памяти, связанный с ним кусочек кеша L2 и несколько ROP. В результате получается такая же конфигурация back-end, как и у GTX 650: 16 ROP плюс 128-битная шина памяти. Сходство с GTX 650 усиливает и стандартный объем видеопамяти в референсной версии: 1024 Мбайт. Сегодня это уже является явным признаком бюджетных моделей. Минимальным объемом памяти, который страхует от резкой потери производительности в тяжелых графических режимах, можно назвать 1,5 Гбайт. В наиболее жадных до памяти бенчмарках (например, Metro 2033) при разрешении 2560х1440 с антиалиасингом заметно, что, например, GeForce GTX 580, у которого и есть на борту 1,5 Гбайт, еще проскакивает через узкие воротца без критического падения FPS, а вот GTX 570 с его 1,28 Гбайт уже показывает слайд-шоу. То есть в зависимости от объема памяти даже при более-менее быстром GPU может проходить резкая граница между «играть можно» и «играть нельзя». Окажется ли GTX 650 Ti в такой ситуации, когда GPU еще тянет, но производительность упирается в объем памяти, мы проверим в бенчмарках. GTX 650 Ti отступил от GTX 660 и в тактовых частотах. Процессор работает на частоте 925 МГц, и это фиксированное значение. Технология GPU Boost здесь не применяется, но зато есть вероятность, что разгон карты даст ощутимый прирост FPS. Более мощные модели Kepler за счет GPU Boost в значительной мере выбирают запас частоты и в штатном режиме. Даже при серьезном разгоне эффект подчас бывает мизерный, из-за чего поднялись разговоры о «кукурузных мегагерцах». Тактовая частота памяти у GTX 650 Ti также ниже, чем стандартные для всех старших карт 6008 МГц. По энергопотреблению (TDP 110 Вт) GTX 650 Ti оказался не столь легковесной картой, как GT 640 и GTX 650 (64—65 Вт). Radeon HD 7770 также заметно более экономичен (80 Вт), но HD 7850 уже прожорливее (130 Вт).
Новинка не обделена всеми функциями, присущими линейке Kepler, включая режим антиалиасинга TXAA и опцию Adaptive V-Sync, которые сейчас столь активно популяризирует NVIDIA. Подробно о них мы писали в обзоре GeForce GTX 660. GTX 650 Ti позиционируется как карта для прижимистых геймеров, которые доселе играли в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050. Сейчас им представилась возможность перейти на 1920x1080 за небольшие деньги. Рекомендованная глобальная розничная цена на GTX 650 Ti такая же, какая в свое время была назначена на GTX 550 Ti, — $149. В России эта сумма трансформируется в 4 999 руб. Приятно видеть, что GTX 650 Ti от партнеров NVIDIA уже появились в московских интернет-магазинах, и как раз по цене, близкой к рекомендованной. Что еще можно купить за сравнимые деньги? Среди карт прошлого поколения примерно столько же в среднем стоит Radeon HD 6850 и чуть меньше — GeForce GTX 560. Более интересно, как новинка соотносится с современным модельным рядом AMD. В линейке Radeon HD 7000 есть существенный зазор между HD 7770 и HD 7850 — как по цене, так и по производительности, и GeForce GTX 650 Ti попадает аккурат в середину. Если HD 7770 можно купить за сумму от 3 500 руб., то цены на HD 7850 начинаются уже с 6 000 руб. Примечание: существуют разновидности HD 7850 с 1 Гбайт памяти, которые стоят примерно на 500 руб. меньше, чем полновесные варианты с 2 Гбайт. Мы не взяли такую карту в набор соперников для GTX 650 Ti по той причине, что у нас нет официального свидетельства, чтобы считать ее референсной моделью, а не частной инициативой отдельных производителей. На сайте AMD, к примеру, в характеристиках HD 7850 указано 2 Гбайт памяти, и никак иначе. Но после тестов мы еще вернемся к этой теме. ⇡#КонструкцияПосле партнерских розничных вариантов, на примере которых мы тестировали GeForce GTX 660 и GTX 660 Ti, вновь берем в руки референсный семпл от NVIDIA. Как обычно бывает с бюджетными моделями, референсные карты не рассылаются партнерам, и в рознице GTX 650 Ti будет выглядеть по-другому. По фотографиям уже анонсированных моделей от нескольких производителей видно, что никого не прельщает штатная конструкция кулера, а вот дизайн печатной платы, скорее всего, в большинстве случаев будет совпадать со стандартным. По габаритам плата такая же, что и у GT 640, но, разумеется с более сложной разводкой и разъемом дополнительного питания. NVIDIA выбрала дизайн с однослотовой крепежной рамкой, так как на плате на разведен видеовыход DisplayPort. Но высота кулера все-таки не позволяет карте остаться в габаритах одного слота. Радиатор референсной системы охлаждения напоминает низкопрофильные кулеры, которыми нынче комплектуются многие процессоры Intel. В целом карточка выглядит легко и скромно. Один из конкурентов, Radeon HD 7770, даже при существенно более низком TDP в референсном варианте имеет двухслотовую рамку и крупный кулер закрытого типа. ⇡#ПлатаНесмотря на то, что память в GTX 650 Ti работает на пониженной частоте, на плате мы видим те же микросхемы Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной частотой 6 ГГц, что и на старших картах Kepler. На лицевой стороне PCB всего четыре чипа, а на оборотной поверхности пустуют еще четыре контактные площадки. Этим наверняка воспользуются некоторые OEM-производители, чтобы сделать GTX 650 Ti с удвоенным объемом «мозгов» без необходимости придумывать плату оригинального дизайна. Система питания минималистична: два фазы для GPU и одна — для памяти. VDDC (напряжение на процессоре) контролируется чипом uPI Semiconductor uP1728P.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|