реклама
Фото и видео

Обзор зеркалки Pentax K-3: глобальное обновление удачной камеры

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

K-3, в отличие от K-5 II, всё же получил новый видоискатель. Как и прежде, он светлый и может похвастаться 100%-м охватом кадра. В этом нет ничего удивительного, ведь даже у K-30 и K-50 стопроцентное покрытие кадра, однако отличия имеются — увеличение теперь составляет 0,95 против 0,93 у видоискателя K-5. В строке информации отображаются не только базовые параметры, но и уровень. При необходимости фокусировочный экран можно заменить одним из трёх опционально доступных (MF-60, ML-60 и ME-60). В целом видоискатель весьма удобен, но по-прежнему есть замечания к резиновому штатному наглазнику, который — с субъективной точки зрения — менее удобен, чем у конкурента от Nikon.

Дополнительный сегментный дисплей сверкает изумрудной подсветкой. Она регулируемая, но доступно всего два уровня. Сегментный дисплей легко читается под углом порядка 45 градусов, а при взгляде под прямым углом символы тускнеют, из-за чего информация становится практически нечитаемой, что является технологической особенностью дисплеев подобного типа. Впрочем, зачастую пользователь смотрит на сегментный дисплей именно под углом 45 градусов, поэтому стратегия производителя правильная. Как и в случае видоискателя, сюда выводятся не только пиктограммы массы параметров, но и уровень.

Если в случае K-5 II дисплей получил лишь новую защиту, то в новинке была заменена матрица. Увеличилась не только диагональ, но и разрешение — 3,2 дюйма и 1037 тыс. точек против 3,0 дюйма и 921 тыс. точек. Как и в K-5 II, между защитой и матрицей расположен специальный полимерный слой, который устраняет блики. И это не просто пустые заявления — технология действительно работает, и, несмотря на глянцевую поверхность защиты, а также отсутствие привычного антибликового слоя на защитном стекле (который, к слову, обычно легко повредить), бликов нет даже в солнечную погоду. Кроме того, защита изготовлена не из пластика, а из закалённого стекла — прочного и твёрдого, а потому не боящегося царапин. Запас яркости огромен, контрастность велика, а углы обзора такие, что даже при взгляде на дисплей под острым углом цвета практически не искажаются. В общем, матрица приятна во всех отношениях.

Меню относительно интерфейса K-5 не имеет принципиальных отличий. Вся его иерархия, цветовое оформление и шрифты остались прежними. Собственно, единственное замечание к меню — это некрасивые шрифты, полностью лишённые сглаживания. Фактически Pentax — единственная компания, где красота графического интерфейса камер стоит на последнем месте. В остальном меню приятно радует — быстрый отклик на нажатие, полное отсутствие анимации, к тому же нет ни намёка на торможение интерфейса. Ниже для возможности ознакомления приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Как мы уже отмечали, корпус Pentax K-3 хорошо защищён. В конструкции используется множество уплотнителей (если точно — 96 штук, тогда как в случае K-5 II их 77). Они препятствуют попаданию внутрь корпуса камеры влаги и пыли.

Аппарат оснащён встроенной системой стабилизации изображения PENTAX SR (Shake Reduction). По заявлению производителя, она позволяет выиграть до 3,5 ступеней. Данный механизм стабилизации совместим со всеми когда-либо выпущенными объективами PENTAX, в том числе для плёночных камер. Более того, он будет работать и при использовании резьбовых объективов, подключённых при помощи переходника M42. Система подвесов механизма SR позволяет сдвигать сенсор во всех направлениях, а также наклонять его, благодаря чему в K-3 реализован ряд весьма полезных функций. К их числу относится возможность автоматического выравнивания горизонта в диапазоне ±2 градуса и функция изменения компоновки кадра при съёмке со штатива, а также изменение компоновки кадра путём сдвига сенсора, чем не может похвастаться ни один конкурент.

В комбинации с опциональным GPS-модулем доступна уникальная функция «Астрогид» (ASTROTRACER) для съёмки астрономических объектов с длительными выдержками, автоматическим отслеживанием перемещения небесных светил и коррекцией смазывания. Конечно, подобный тип съёмки — не самый распространённый, тем не менее в последнее время производители всё чаще выпускают камеры, ориентированные именно на фотографию астрономических объектов.

Всё это достаточно интересные особенности, причём не встречающиеся у конкурентов, но всё же одна из важнейших — это новая матрица без низкочастотного фильтра. По сути, в этом нет ничего удивительного, ведь предшествующая камера выпускалась в версии K-5 IIs, в которой также не было фильтра. Кроме того, версии камер без АА-фильтра выпускает Sony, а новая бюджетная зеркальная камера Nikon D5300 вовсе выпускается только в версии без фильтра. В общем, резкость нынче в моде. Но если конкуренты для подавления эффекта муара используют различные программные обработки, то в Pentax K-3 применена иная уникальная технология. При необходимости контроля появления муара в K-3 в процессе экспонирования механизм SR (Shake Reduction) производит микроскопические колебания матрицы, имитируя работу классического сглаживающего фильтра. А в случае, когда фотографу требуется получить «звенящую» резкость кадра, механизм можно просто отключить или настроить степень эффекта сглаживания.

Реализованы в камере и более привычные «фишки» зеркальных камер, например коррекция дисторсии и аберраций — камера может исправить искажения линз и боковую хроматическую аберрацию при использовании объективов DA и DFA. Кроме того, имеется возможность интервальной автоматической съёмки и мультиэкспозиции. Нельзя не отметить и функцию HDR, которая позволяет расширить динамический диапазон путём склейки трех кадров с различной экспозицией. Функция прекрасно работает даже в автоматическом режиме без необходимости указания уровня её активности. В случае К-5/К-5 II у нас к данному режиму было лишь одно замечание — крайне медленная склейка, которая занимала до 30 секунд! Но в новинке используется новый процессор PRIME III, который, по заявлению производителя, в пять раз мощнее PRIME II. На практике это 5-кратное превосходство в мощности вылилось в трёхкратное ускорение склейки HDR-кадров. 10 секунд, конечно, далеко не рекордный показатель, но в любом случае лучше, чем у предшественника. Вдобавок к этому новинка умеет снимать в HDR с сохранением в RAW.

Ещё одна интересная особенность — это связь камеры со смартфоном, причём возможен не только просмотр отснятых изображений, но управление в режиме LiveView, спуск затвора, выбор точек фокуса, а также установки экспозиции. Внимательный читатель сразу же возмутится — мол, как так, в камере ведь нет Wi-Fi-модуля. Его действительно нет, но зато камера поддерживает Eye-Fi-карты памяти, причём не только в качестве устройства для передачи отснятого материала. К сожалению, ограничение у мобильного ПО есть — для устройств Apple ОС должна быть не ниже 6-й версии, что проблемой по сути не является, а для Android необходима версия ОС не ниже 4.2, которая имеется далеко не у всех устройств.

#Съёмка и впечатления от работы

Длительность подготовки зеркалок к работе зачастую настолько мала, что измерять её попросту нет смысла, ведь за столь малый промежуток времени невозможно успеть перенести палец с рычага питания на спусковую клавишу. Однако в случае Pentax K-3 пришлось сделать исключение — задержка видна невооружённым глазом. Измерения показали, что она составляет 0,52 секунды. Вроде бы не критично, но досадно, ведь в остальном камера довольно шустрая.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,3 кадра в секунду. Для классической «кропнутой» зеркалки — очень неплохо, и схожими показателями может похвастаться только Canon EOS 7D, который позволяет производить съёмку со скоростью 8 кадров в секунду. В общем, в своём классе камера действительно самая быстрая, но отрыв от конкурентов не столь существенный, как в случае младшей камеры Pentax K-50. Однако на практике важна не только скорость съёмки, но и длительность серии с максимальной скоростью. И тут K-3 есть чем порадовать. Скорость и длительность серийной съемки замерялась в трех режимах — в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов были выбраны две одинаковые карты памяти SDHC Class 10, фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. При сохранении в формате JPEG камера смогла отснять 25 кадров, а при съёмке RAW и RAW+JPEG — 23 кадра. Результат весьма достойный. Порадовало и то, что при одновременном активировании всех предусмотренных программных обработок (коррекция виньетирования, хроматических аберраций и дисторсии, шумоподавление и программное расширение динамического диапазона путём коррекции тёмных и светлых участков) ни скорость серийной съёмки, ни длительность серий не изменяется, хотя такой грешок водился за камерами Pentax на базе процессора Prime II, да и за многими другими зеркалками. В общем, производитель не зря вложился в разработку нового процессора.

Отдельно был проведен замер при записи RAW и JPEG на разные карты памяти. Результат оказался идентичным, причём не только в плане длительности серии, но и по скорости записи данных из буфера на карту/карты памяти. Полное опустошение буфера занимает 85 секунд — как в случае использования одного носителя, так и если вставить в камеру сразу два. RAW- и JPEG-снимки записываются последовательно независимо от выбранного типа распределения по картам памяти. И, например, при съёмке в RAW или в JPEG опустошение полностью заполненного буфера занимает 60 секунд. Результат довольно скромный, и даже при использовании откровенно медленных карт памяти Class 4 скорость записи не изменяется. Производитель заявляет, что в камере используется быстродействующая память DDR3, поэтому винить в столь медлительном копировании данных на карту памяти «начинку» не стоит. А вот с ПО, похоже, есть проблемы. К счастью, при копировании данных из буфера на карту или карты памяти ни один орган управления не блокируется, поэтому ничто не мешает съёмке одиночных кадров. Но вот длинные серии приходится снимать с большими перерывами.

В камере используется новый модуль фокусировки SAFOX 11, который состоит из 27 автофокусных датчиков, 25 из них — крестообразные, а 3 центральных датчика покрывают светопоток светосильных объективов с диафрагмой от f/2,8. Новый модуль фокусировки, по заявлению производителя, обеспечивает более уверенную работу в большом диапазоне освещения. Как показало наше тестирование, с фокусировкой замечательно справлялся ипредшественник, отлично наводясь даже при освещенности ниже 10 люкс, а скорость фокусировки начинала немного падать лишь с 50 люкс. В случае Pentax K-3 результат оказался действительно ещё лучше. Скорость наведения начинает падать при освещённости 20 люкс и ниже, а главное, камера фокусируется при освещённости менее 1 люкс! Причём даже при очень слабом свете камера не всегда автоматически активирует подсветку автофокуса (например, при съёмке объектов на контрастном фоне). В общем, существенный прогресс заметен даже без каких-либо измерений.

Но вернёмся к скоростным характеристикам. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта съёмки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Как уже отмечалось, на тестирование был предоставлен не комплектный объектив, а «фикс» SMC PENTAX-DA 1:2.4 35 mm AL, поэтому результаты тестирования нашего подопытного могут отличаться от показателей «китовых» комплектаций. Тут стоит отметить, что управление фокусировкой осуществляется не ультразвуковым моторчиком, а двигателем, встроенным в корпус камеры, при помощи так называемой «отвёртки», что позволяет использовать даже старую автофокусную оптику, но негативно сказывается на скорости фокусировки. Тем не менее K-3 показал весьма достойные результаты. В зависимости от расстояния до объекта съёмки в диапазоне 30—300 см скорость фокусировки колебалась в пределах от 0,12 до 0,28 секунды. Приятно удивили результаты тестирования в режиме LiveView. Камера смогла сфокусироваться на объекте съёмки за 0,32 секунды, то есть вплотную приблизилась к результатам «беззеркалок», которые последнее время в единственном для себя режиме LiveView превосходили зеркалки.

Режимов выбора зон фокусировки три — по центральному блоку (3х3 точки), по центральной точке, ручной выбор точки или зоны, а также автоматический выбор. Режим можно указать при помощи соответствующей клавиши на левой боковой поверхности и диска управления. Ручной выбор зоны осуществляется при помощи многофункциональных клавиш, объединённых в схематический круг. Тут стоит напомнить, что переключатель позволяет перемещать точку фокусировки не в стандартных четырёх направлениях, а сразу в восьми, что весьма удобно. В режиме LiveView доступна фокусировка по центральной зоне, автовыбор зоны, по вручную выбранной зоне, а также режимы определения лиц и ведения объекта. И если к первому замечаний нет, то второй способен удерживать объекты только на контрастном фоне и лишь при их довольно медленном линейном перемещении. В иных случаях режим ведения попросту бесполезен. При ручной фокусировке и визировании через видоискатель из помощников имеется только звуковое подтверждение фокусировки по выбранной точке. А вот в режиме LiveView ручная фокусировка довольно неудобна. Во-первых, нет звукового подтверждения фокусировки, а во-вторых, отсутствует режим подсветки граней резкости, или же «пикинг», который в последнее время получил широкое распространение в «беззеркалках», да и в зеркалках встречается. Фактически из помощников имеется лишь масштабирование зоны фокусировки в 2, 4, 8 и 10 раз.

Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — многосегментном, центрально-взвешенном и точечном. Для переключения режимов, как и в случае выбора режима зоны фокусировки, не приходится бродить по меню, ведь для этого предусмотрена отдельная горячая клавиша. Хотя, с субъективной точки зрения, рычажок выбора у K-5 II был гораздо удобнее в работе, ведь для изменения режима нужна была только одна рука, тогда как в случае горячей клавиши приходится ещё и диск управления крутить.

Кроме привычных режимов PASM, камера может похвастаться такими режимами, как приоритет чувствительности, а также обратный ему режим приоритета выдержки+диафрагмы. Впрочем, они являются фирменной «фишкой» Pentax в целом, а не только тестируемой камеры. Управление коррекцией экспозиции осуществляется в пределах от -5 до +5 ступеней, что является стандартом для камер подобного класса. Разумеется, предусмотрен и автоматический брекетинг по 2, 3 или 5 снимков с шагом от 0,3 до 2 EV. Стоит отметить, что при съёмке с брекетингом используется максимальная скорость серийной съёмки — независимо от выбранной в настройках. В общем, в настройках всё почти так же, как в K-5 II, но начинка существенно доработана, ведь вместо 77-зонального экспонометрического датчика используется новый, 86000-точечный RGB-датчик, который также применяется при фокусировке. Однако столь разительное отличие не особо сказалось на точности работы экспозамера. При освещении флуоресцентными лампами ошибка иногда достигала -0,28 EV, хотя при освещении лампами накаливания не превышала -0,05 EV, что невооружённым глазом совершенно незаметно. К сожалению, не очень точной автоматика оказалась при естественном освещении, а точнее при съёмке в пасмурный день. В подобных условиях она довольно сильно вытягивает тени, из-за чего нарушается экспозиция. Впрочем, ошибки не слишком велики, но всё же заметны.

В настройках баланса белого возможен выбор одного из множества предустановок (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, вспышка, четыре варианта флуоресцентных ламп), также можно установить баланс белого с сохранением оттенка источника света, плюс доступны три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K, а также три контейнера для ручной настройки и автоматический режим, причём любая из предустановок баланса белого может быть подстроена по шкале B-A/G-M непосредственно в соответствующем быстром меню. При выборе пресета или подстройке результат сразу же отображается на экране, но не в реальном времени, а на последнем созданном снимке. Кроме того, в меню настройки возможен предварительный просмотр. В пользовательских настройках предусмотрена установка пресета при использовании вспышки (вспышка, без изменений либо авто), а также два варианта коррекции при освещении лампами накаливания.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥