реклама
Видеокарты

Групповое тестирование видеокарт в 4K-разрешении (GeForce GTX 780 Ti vs AMD Radeon R9 290X в SLI/CrossFire, часть 2)

⇣ Содержание

Мы вплотную подошли к очередной смене стандартов разрешения. Вся инфраструктура домашних компьютеров и кинотеатров уже готова принять стандарт Ultra HD. Соответствующие телевизоры и мониторы уже давно производятся. Существуют интерфейсы необходимой пропускной способности: DisplayPort 1.2 для мониторов и HDMI 1.4a — для ТВ. Разумеется, с поправкой на то, что последний при разрешении 3840х2160 обеспечивает частоту обновления не больше 30 Гц, но для подавляющего большинства фильмов и этого вполне достаточно. Индустрия ждет отмашки для массового производства ЖК-панелей с 4К-разрешением и соответствующего контента. Уже в 2014 году нас ждет волна относительно доступных (ну по крайней мере не фантастически дорогих) телевизоров по цене меньше $5 000.

Ситуацию с Ultra HD применительно к домашним кинотеатрам и производству контента подробно осветил коллега Владимир Бахур. А для нас, геймеров, освоение 4К-разрешения произойдет даже быстрее и дешевле, чем в сфере видео. В ценовом диапазоне, который только предстоит освоить телевизорам, уже присутствуют 4К-мониторы с диагональю 30-31 дюйм. А не так давно Samsung анонсировала запуск 28-дюймового монитора с разрешением 3840х2160 — U28D590 по рекомендованной цене 24 990 рублей. Аналогичные предложения от других производителей наверняка не заставят себя долго ждать, и в результате за год мониторы стандарта Ultra HD обоснуются в нише, которая сегодня занята моделями с разрешением WQHD (2560x1440) или WQXGA (2560x1600) на высококачественных матрицах. К слову, такие дисплеи в свое время не заслужили и малой толики внимания, которое компании, причастные к игровой отрасли ныне уделяют поддержке Ultra HD. Согласно статистике Steam, большинство игроков ограничиваются разрешением 1920х1080 и меньше одного процента перешло на WQHD.

На этот раз за внедрение нового стандарта взялись всерьез. На любой достаточно мощной игровой видеокарте, начиная с серии Radeon HD 6000 у AMD и GeForce 600 у NVIDIA, вы найдете выход DisplayPort 1.2, необходимый для выдачи 4К-разрешения с частотой 60 Гц, а разработчики GPU уже сейчас хвастаются производительностью в таком режиме. Наиболее активно зарю Ultra HD приближает компания AMD. Оптимизация архитектуры графических процессоров Hawaii под сверхвысокие разрешения предъявляется как одно из эксклюзивных достоинств видеоадаптеров Radeon R9 290/290X, и даже представленные в этом месяце APU семейства Kaveri, как утверждает AMD, способны что-то показать в этой дисциплине. Впрочем, и NVIDIA вполне готова к пришествию Ultra HD, имея в арсенале игровые продукты на базе циклопического GPU GK110 — GeForce GTX 780 и 780 Ti.

А главное — геймерам не приходится ждать, когда производители осчастливят их контентом сверхвысокой четкости. Почти любые игры уже сейчас способны работать в каком угодно разрешении, лишь бы хватало производительности. В конце концов, мультимониторые конфигурации AMD Eyefinity и NVIDIA Surround уже давно не являются чем-то новым. В общем, при готовности потратить круглую сумму на домашнюю игровую станцию (или сэкономить, дождавшись выхода Samsung U28D590 и его аналогов) можно прямо сейчас ворваться в мир Ultra HD. А мы выясним, чье игровое железо для этого наиболее приспособлено — AMD или NVIDIA.

#GeForce GTX 780 (Ti) vs Radeon R9 290(X) в 4К

Тест в Ultra HD является финальной ареной для двухпроцессорных сборок топовых игровых видеоадаптеров — AMD Radeon R9 290X и NVIDIA GeForce GTX 780 Ti, равно как и облегченных модификаций последних — R9 290 и «нетитанового» GTX 780. Судя по результатам первого раунда этой битвы, это самый подходящий арсенал для покорения Ultra HD. Если взять наиболее требовательные игры 2013 года с максимальными настройками графики и полноэкранным сглаживанием, то пара чипов Hawaii или GK110 с натяжкой обеспечивает комфортную частоту смены кадров 60 FPS при разрешении WQHD, а в 3840х2160 — аж в 2,25 больше пикселей. В общем, легко не будет.

Напомним, что в результате стремительной многоходовки AMD и NVIDIA в октябре-ноябре прошлого года высшая лига дискретных видеоадаптеров на момент написания статьи состоит из двух пар близких по производительности продуктов: Radeon R9 290X ($549 — здесь и далее для удобства указаны рекомендованные цены на рынке США) и GeForce GTX 780 Ti ($649), во-первых, и R9 290 ($449) вместе с GTX 780 ($499) — во вторых. По итогам тестов, которые мы провели как на одиночных видеокартах, так и на сборках SLI/CrossFire при разрешениии вплоть до WQHD, в первой паре нестойкое преимущество принадлежит продукту NVIDIA, во второй — AMD.

МодельRadeon R9 290Radeon R9 290X
Основные компоненты
GPU Hawaii Hawaii XT
Число транзисторов, млрд 6,02 6,02
Техпроцесс, нм 28 28
Тактовая частота GPU, МГц 947 1000
Потоковые процессоры 2560 2816
Текстурные блоки 160 176
ROP 64 64
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 4048 GDDR5, 4048
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1125 (5000) 1125 (5000)
Разрядность шины памяти, бит 512 512
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 2 х DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096x2160
Типичная. потребляемая мощность, Вт НД НД
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных
GeForce GTX 780GeForce GTX 780 Ti
Основные компоненты
GPU GK110 GK110
Число транзисторов, млрд 7,1 7,1
Техпроцесс, нм 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 863/900 875/928
Потоковые процессоры 2304 2880
Текстурные блоки 192 240
ROPs 48 48
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 3072 GDDR5, 3072
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1502 (6008) 1750 (7000)
Разрядность шины памяти, бит 384 384
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096x2160
Макс. потребляемая мощность, Вт 250 250
Средняя розничная цена, руб. Нет данных Нет данных

А вот игры в 4K уже вполне могут сдвинуть баланс в пользу «красных»: все основания на то заложены в спецификациях видеоадаптеров. Резонно ожидать, что Radeon R9 290 упрочит победу над более дорогим соперником — GeForce GTX 780. Прелесть R9 290 в том, что от старшего брата, R9 290X, ему достался в неприкосновенности весь back-end, включающий 64 ROP и 512-битную шину памяти с пропускной способностью 320 Гбайт/с. Именно эти параметры имеют особую важность при таком бешеном количестве экранных пикселей. GeForce GTX 780, обладающий 48 ROP и пропускной способностью памяти 288 Гбайт/с, здесь находится в заведомо невыгодном положении.

В GeForce GTX 780 Ti NVIDIA с лихвой компенсировала ограничение 384-битной шины памяти за счет разгона памяти до 7000 МГц, что в итоге дает пропускную способность 336 Гбайт/с — даже больше, чем у Radeon R9 290X. Однако последний по-прежнему имеет преимущество в виде 64 ROP против 48 блоков в GTX 780 Ti, что может поколебать чаши весов.

Увеличение разрядности до 512 бит как приоритетный метод расширения пропускной способности памяти также имеет для AMD один приятный побочный эффект — штатным объемом VRAM для Radeon R9 290/290X является 4 Гбайт, а GeForce GTX 780(Ti) довольствуется 3 Гбайт памяти. Казалось бы, и этого должно хватить. Но как бы не так. Если судить по нашим замерам, две наиболее жадных до видеопамяти игры при разрешении 3840х2160 с бескомпромиссными настройками выходят за этот предел, что не может пройти бесследно для видеокарт NVIDIA.

Наконец, у адаптеров NVIDIA есть один неявный тормоз, который может в какой-то мере проявиться в тестах при разрешении Ultra HD в двухпроцессорных конфигурациях. Пропускная способность мостика SLI, используемого для синхронизации кадровых буферов, составляет 1 Гбайт/с, чего уже недостаточно для прокачки кадров размером 3840х2160 пикселей 60 раз в секунду (1423,83 Мбайт/с). Видеокарты AMD на GPU Tahiti избавлены от этого ограничения — они осуществляют синхронизацию по шине PCI-E (пропускная способность слота PCI-E 3.0 x16 составляет 16 Гбайт/с). Впрочем, не вполне ясно, как именно этот недостаток повлияет на производительность: то ли съест какой-то процент FPS, то ли увеличит время подготовки отдельных кадров (с чем не так давно столкнулась AMD).

Но не будем забывать, что в сегодняшнем тестировании участвуют не только видеокарты на топовых GPU Hawaii и GK110, но и «двухголовые» адаптеры на базе следующих по старшинству чипов AMD и NVIDIA, которые также достойны соревноваться в разрешении Ultra HD, — Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690. По идее, оба обладают большим совокупным числом вычислительных блоков, распределенным по двум «головам», чем единственный более крупный GPU. Увы, посторонние факторы ставят под сомнение их успех. В случае с GTX 690 очевиден крайний дефицит набортной памяти: только три из одиннадцати игр в нашей тестовой методике укладываются в скромные 2 Гбайт VRAM (которые, напомним, не суммируются в SLI или CrossFire), выделенные каждому GPU.

Radeon HD 7990 в большинстве игр проскочил через бутылочное горлышко требований к памяти, но имеет собственную уникальную проблему. Дело в том, что алгоритм Frame Pacing, с помощью которого AMD уменьшила разброс времени подготовки отдельных кадров в CrossFire-системах (тем самым сделав выдачу кадров более равномерной), пока не касается GPU, синхронизирующихся по шине CFBI (с мостиками в случае отдельных видеоадаптеров), с конфигурациями Eyefinity. А именно в качестве Eyefinity сейчас работают 4K-мониторы, ведь они все являются «тайловыми». Так что результаты Radeon HD 7990 в бенчмарках с 4К-разрешением вплоть до выхода обещанного AMD лекарства следует воспринимать как некую потенциальную производительность, которая не вполне соотносится с воспринимаемой плавностью изображения. Мы не занимались специальными тестами с помощью NVIDIA FCAT, но из достоверных источников известно, что HD 7990 в 4К просто отбрасывает каждый второй кадр, что фактически сводит на нет преимущество CrossFire. Такие дела.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 10 ч.
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 12 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 15 ч.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 17 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 20 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 21 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 23-11 00:05
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 22-11 23:13
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 22-11 22:34
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 22-11 22:17