⇡#Тестирование
⇡#Методика тестирования
Монитор HP Pavilion 32 QHD был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 75 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В совокупности в мониторе HP производитель предлагает целых 12 готовых режимов (пресеты цветовой температуры + ViewingModes) и один дополнительный, для ручной настройки. При тестировании дисплея мы использовали интерфейс DisplayPort 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- Color Control – Neutral;
- Brightness – 90;
- Contrast – 80;
- Dynamic Contrast – Off;
- Black Stretch – Off;
- Response Time – Level 1 (Default);
- Sharpness – Level 4.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:
- Color Control– Custom RGB (244/246/244);
- Brightness – 22;
- Contrast – 80;
- Dynamic Contrast – Off;
- Black Stretch – Off;
- Response Time – Level 3;
- Sharpness – Level 3.
Значение параметра Contrast не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Резкость на мониторе HP нам показалась избыточной (как и на многих современных *VA-матрицах), поэтому она была снижена на один рабочий пункт. Стало лучше (некоторым понравится и Level 2), но это очень индивидуально. Кроме того, был изменён режим разгона матрицы. Мы добились уменьшения длины шлейфов и сохранения качества картинки – артефакты не появились.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме Neutral при настройках по умолчанию.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
298 |
0,094 |
3170 |
90 |
270 |
0,085 |
3176 |
80 |
246 |
0,078 |
3154 |
70 |
223 |
0,07 |
3186 |
60 |
199 |
0,063 |
3159 |
50 |
176 |
0,055 |
3200 |
40 |
150 |
0,047 |
3191 |
30 |
126 |
0,04 |
3150 |
20 |
99 |
0,031 |
3194 |
10 |
73 |
0,023 |
3174 |
0 |
47 |
0,015 |
3133 |
Максимальная яркость оказалась практически на заявленном уровне и составила 298 кд/м2, а нижнее значение — 47 кд/м2. Для большинства рабочих условий такой диапазон окажется более чем достаточным, переживать тут не за что.
В свою очередь, коэффициент контрастности у Pavilion 32 QHD вышел за пределы заявленного в ТХ уровня и оказался равным 3150:1 в среднем — это очень хороший результат для современного *VA-монитора, многих из которых демонстрируют цифру на треть ниже.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Для первоначальной оценки цветопередачи изучим возможности монитора при настройках по умолчанию.
Модель превосходит стандарт sRGB на половине цветовых оттенков и еле заметно уступает ему на зелёном. Производитель не зря упомянул о возможностях своего подопечного при работе в стандартном цветовом пространстве. Pavilion 32 QHD соответствует sRGB на 99,2 % и AdobeRGB на 73,4 %. Результат для модели с обычной W-LED-подсветкой очень высокий.
Точка белого настроена на среднем уровне, а вот стабильность ЦТ оттенков серого мы можем оценить как очень высокую, что говорит о грамотном подходе инженеров при настройке монитора.
Тем не менее некоторые проблемы у героя обзора всё равно присутствуют — и касаются они гамма-кривых. По ним мы можем наблюдать изначальный завал в средних тенях и некоторую потерю контрастности с дисбалансом RGB во всем остальном диапазоне.
Тест на точность цветопередачи из среды Argyll CMS в целом подтверждает сказанное нами. Результат оказался выше среднего, а большое спасибо здесь следует передать цветовому охвату используемой матрицы.
⇡#Результаты после ручной настройки и калибровки
Для приведения монитора к иному состоянию после снижения яркости нам потребовалось внести изменения в значения RGB Gain, чтобы привести точку белого к референсу в 6500 К. Улучшить впечатления от картинки на экране также помогло изменение режима разгона матрицы и снижение резкости, чтобы избавится от видимых цветных вкраплений на тексте.
После таких манипуляций цветовое соответствие sRGB снизилось в пределах погрешности измерений, а в отношении двух оставшихся стандартов увеличилось на несколько процентов.
Точка белого пришла в норму, а вот стабильность ЦТ оттенков серого несколько снизилась.
На гамма-кривых мы добились почти идеального соответствия референсной линии, а на коэффициент контрастности (а точнее глубину чёрного поля) это никак не повлияло.
Повторное тестирование монитора на точность цветопередачи показало высокие результаты. В таком состоянии монитор HP Pavilion 32 QHD с легкостью подойдёт для цветокоррекции — при условии, что вы помните особенности *VA-матриц, особенно про так называемый Black Crush-эффект и более заметный, чем на современных IPS, бандинг.
⇡#Результаты в режиме Gaming
Для активации не очень актуальной для данного сегмента мониторов технологии AMD FreeSync необходимо перейти в режим Gaming. В нём адаптивная синхронизация включается автоматически (нигде больше её не включить), появляется возможность активировать её в настройках драйвера — в том числе и у пользователей NVIDIA (режим G-Sync Compatible).
В режиме Gaming цветовое соответствие стандарту sRGB оказалось максимальным и составило 99,3 %.
Точка белого по сравнению с заводскими настройками настроена лучше, а о столь высокой стабильности цветовой температуры оттенков серого могут помечтать многие профессиональные модели.
Однако на гамма-кривых никаких изменений в сравнении с заводскими настройками мы не увидели. Резкость идентична, яркость подсветки, к счастью, можно менять.
Схожие результаты были получены и в тесте на точность цветопередачи. Получается, что режим Gaming нужен исключительно для тех, кто хочет воспользоваться адаптивной синхронизацией. Если же вы требовательны и к качеству картинки на экране, то без калибровки тут не обойтись: поправить гамма-кривые – дело святое!
⇡#Результаты в режиме Low Blue Light
Для снижения нагрузки на глаза есть у героя обзора есть классический вариант Low Blue Light – режим со сниженной синей составляющей спектра подсветки. А добились этого с помощью изменения цветовой температуры – производитель так и говорит.
В изучаемом режиме стандартная яркость снижается до 215 нит (опять же её можно отрегулировать на свой вкус), на 20 % падает глубина чёрного поля, цветовое соответствие sRGB уменьшается, а по двум другим пространствам заметно увеличивается.
Точка белого улетает к 4600 К, а вместе с ней и все точки серого, сохраняя идеальную стабильность ЦТ.
На гамма-кривые режим Low Blue Light никак не влияет, поэтому изначальные проблемы никуда не исчезают.
Изменения на CIE-диаграмме привели к падению точности цветопередачи. Впрочем, если учитывать назначение режима Low Blue Light, этого следовало ожидать, поэтому никаких претензий, исходя из результатов тестирования, мы предъявить не можем.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2, при цветовой температуре в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в изучаемой модели не применяется.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серые поля они дают о себе знать. Однако на фоне того ужаса, который мы иногда наблюдаем на 32-дюймовых панелях, результат монитора HP — вполне неплохие.
Среднее отклонение от центральной точки составило всего 11,8 %, максимальное не превысило 23 %. Результат несколько ниже среднего, особенно для монитора на *VA-матрице. Наиболее сильно затемнены левая и правая части панели, а также её нижняя часть.
С равномерностью цветовой температуры дела обстоят значительно лучше, чем с яркостью. Среднее отклонение составило 2,1 %, максимальное 6,1 %, а разница между минимумом и максимумом после настройки — 402 кельвин. Результат хороший, характер отклонений совсем не такой, как по яркости, а основная проблемная зона у нашего экземпляра оказалась в верхней правой части матрицы. Если бы не она, то общий результат был бы значительно выше.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
В первом случае мы наконец-то увидели только слабый угловой Glow-эффект с паразитными оттенками, который свойственен и *VA-моделям, а вот всего другого ужаса, который мы привыкли видеть, монитор HP не показал.
При отдалении от экрана Glow полностью исчезает, глубокий чёрный распространяется почти по всей поверхности экрана. Никакого эффекта «облаков» и других неприятных визуальных составляющих у Pavilion 32 QHD нет. Это тот самый случай, когда можно сказать, что *VA-матрица значительно превосходит большинство IPS по равномерности подсветки на чёрном. Жаль, что в современной реальности это происходит всё реже.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
В мониторе применяется 8-битная матрица (без FRC или с ним – известно только производителю панели), позволившая, несмотря на диагональ экрана, продемонстрировать достаточно качественные, плавные градиенты как при стандартных установках, так и после ручных правок.
В свою очередь, внесённые в ходе калибровки правки в LUT видеокарты серьёзно сказались на тоновых переходах. В диапазоне 5-30 % появилось около 4-5 сегментов с выраженным фиолетовым паразитным оттенком, а вместе с ними — примерно такое же количество резких переходов. Впрочем, результат нас не удивил — это вполне закономерное явление, особенно если принять во внимание класс монитора, точность заводской установки гамма-кривых и уровень используемой матрицы.
Свойственен монитору HP и такой эффект, как «бандинг». Большая часть современных *VA-моделей (и не только) демонстрирует нечто подобное на тяжелых тёмных переходах, и модель Pavilion 32 QHD — не исключение.
Теперь перейдём к теме скорости монитора. Во-первых, при выборе стоит отчетливо понимать: HP Pavilion 32 QHD – не игровой дисплей, а время отклика и максимальная частота вертикальной развёртки, пожалуй, последнее, на что стоит обращать внимание при выборе. Тем не менее производитель решил побаловать покупателей частотой в 75 Гц вместо стандартных 60 и предоставил возможность заметно снизить длину шлейфов за счёт ручной настройки параметра Response Time.
По умолчанию степень разгона установлена в положение Level 1 (Default) — и для обычного *VA-монитора длина шлейфов находится на среднем уровне. Скорость матрицы — если держать в голове тот факт, что мы тестируем 75-Гц модель — не вызывает негативных эмоций и не разочаровывает. При переходе на второй уровень разгона шлейфы сокращаются, на Level 3 они становятся ещё меньше, а вот дальше появляются слабые артефакты, которые значительно усиливаются на пятом, последнем уровне. Таким образом, становится ясно, что остановиться стоит на Level 3 – есть положительный эффект в прибавке скорости, а артефакты полностью отсутствуют.
Дополнительно, чтобы убедиться в том, что обещанные 75 Гц действительно можно получить и что они стабильны, мы провели тест на пропуск кадров с помощью портала TestUFO. Исходя из полученного результата, мы можем сделать следующий вывод: пропуск кадров отсутствует (в том числе при использовании GPU от NVIDIA), производитель не обманул.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Использование *VA-матрицы со столь большой диагональю часто отрицательным образом сказывается на углах обзора, однако HP Pavilion 32 QHD — один из немногих мониторов, где ничего страшного от этого не произошло и нет явного ощущения того, что перед тобой *VA-дисплей.
При изменении угла просмотра яркость картинки снижается слабо, проявляется незначительный цветовой сдвиг (розово-фиолетовый отлив), особенно на светлых участках. Снижение контрастности и насыщенности изображения ощущается слабо. Если привстать над монитором, то яркость изображения в нижней части экрана, наоборот, быстро возрастает, снижается различимость крайних светлых оттенков, меняется цветовая температура.
Максимальное же воздействие приходится на крайние тёмные оттенки, которые относительно быстро высветляются, – тот самый Black Crush-эффект, или, если говорить простым языком, более сильный цветовой сдвиг, чем у IPS/PLS/AHVA-решений.
Тем же, кто вспоминает о неразличимости тёмных оттенков у старых *VA, можем сказать следующее: производители давно победили эту проблему правильной заводской настройкой, а там, где она не проведена, всё исправляется дополнительной ручной настройкой и калибровкой с установкой тоновой кривой sRGB.
Как и на других подобных мониторах, нас неприятно удивил достаточно сильный Glow-эффект с различными паразитными оттенками на сплошном чёрном поле. Становится видна слабая неоднородность рабочего поля. Снизить заметность эффекта можно, только если убавить яркость подсветки и не работать без внешнего освещения.
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, пусть в меньшей степени, но с более резкой постеризацией на сложных цветовых переходах, чем у IPS-решений.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе HP Pavilion 32 QHD используется полуматовая защитная поверхность матрицы.
При обычных условиях работы различимость кристаллического эффекта на экране монитора сведена к минимуму, а при изменении угла просмотра (взгляде сверху или снизу) он полностью исчезает. Антибликовые свойства у поверхности сохранены на достаточно высоком уровне. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.
Из-за особенностей структуры пикселей/субпикселей и межпиксельной решётки качество проработки шрифтов и мелких элементов для некоторой части пользователей может оказаться неудовлетворительным — заметны цветные вкрапления и цветные контуры на тексте. Но для большинства современных *VA-панелей, к сожалению, это является обычным явлением.
Попытаться сделать лучше можно регулировкой резкости (снизить на 1 или 2 пункта), но получить на выходе результат, как на IPS-дисплеях, в любом случае не выйдет. Нам удалось добиться удовлетворительного результата при переводе Sharpness c Level 4 на Level 3 (первая картинка выше).
По заявлению производителя дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
⇡#Выводы
На первый взгляд HP Pavilion 32 QHD – просто 31,5-дюймовый *VA-дисплей стандарта WQHD без каких-то ярко преподнесённых особенностей. Однако, неделя работы за героем обзора расставила всё на свои места. Одним хорошим монитором на рынке стало больше.
После проведённой ручной настройки и небольшого привыкания пропало всякое ощущение, что работа происходит за *VA-дисплеем, с присущими им особенностями. Безусловно, если погрузиться в мир фото и видео обработки, то определённые моменты сразу выползают наружу, но если это не входит в ваши планы, как и долгие интернет баталии в FPS- и action-игры, то Pavilion 32 QHD — неплохой вариант.
Нас удивило качество используемой в дисплее матрицы, а также новый подход производителя к заводской настройке. Несмотря на отсутствие широких эргономических возможностей, большой экран оказался установлен на оптимальной высоте, поэтому необходимости в регулировке положения у нас не возникло. Также изученная модель оказалась одной из немногих, кто смог показать столь глубокий чёрный цвет, равномерный по всей площади экрана, без «эффекта облаков» и ярко выраженной неоднородности.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.
Достоинства:
- строгий дизайн корпуса, отличный от решений других брендов (в наше время это редкость);
- хорошее качество материалов и сборки;
- широкий выбор интерфейсов для подключения, включая USB Type-C;
- USB-коммутатор на борту;
- наличие VESA-совместимого крепления через переходник из комплекта поставки;
- обновлённое меню и 5-позиционный джойстик управления – наконец-то;
- высокое соответствие стандарту sRGB при любых настройках;
- достаточно качественная заводская настройка;
- идеальная стабильность цветовой температуры оттенков серого;
- качественные градиенты при настройках по умолчанию и после ручных правок;
- увеличенная до 75 Гц частота вертикальной развёртки (мелочь, а приятно) и поддержка AMD FreeSync;
- широкий диапазон изменения яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности выше заявленного в ТХ;
- адекватный уровень скорости для *VA и возможность сделать ощутимо быстрее путём изменения уровня разгона;
- хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню цветовой температуры;
- отличная равномерность подсветки на чёрном поле;
- отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы;
- еле различимый кристаллический эффект при любых рабочих условиях и отсутствие Cross-Hatching;
- удивительно хорошие углы обзора и стабильность картинки для крупной *VA-матрицы;
- один из самых доступных мониторов в своём классе (от 22000 рублей на момент тестирования).
Недостатки:
- низкая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости.
Может не устроить:
- не самые практичные материалы корпуса;
- особенности проработки текста и мелких элементов – обычное явление для многих *VA-панелей вследствие особенностей структуры пикселя – проблема решается регулировкой резкости в меню дисплея (но сделать, как на IPS – не выйдет);
- подставка с одной степенью свободы - только наклон в небольшом диапазоне – в реальности это оказалось не столь страшно (но тут монитору просто повезло);
- ярко выраженный «бандинг» эффект – но видели и хуже;
- технология AMD FreeSync доступна только в режиме Gaming – странное явление, но для монитора этого класса – не велика потеря;
- отсутствие встроенной акустической системы – хотя по внешнему виду корпуса, похоже, что место для её установки было предопределенно;
- хорошо заметный эффект Black Crush и снижение качества градиентов после калибровки.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.