реклама
Игры

Disco Elysium – моментальная классика. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр РПГ
Издатель ZA/UM
Разработчик ZA/UM
Минимальные требования Windows 7 и выше, процессор Intel Core i3-2115C 2,0 ГГц или AMD Phenom 8550 Triple-Core 2,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GT 520 или AMD Radeon HD 7450 с 512 Мбайт видеопамяти, 22 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования Windows 10, процессор Intel Core i5-650 3,2 ГГц или AMD Athlon X4 740 3,2 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GT 940 или AMD Radeon HD 6850 с 1 Гбайт видеопамяти
Дата выхода 15 октября 2019 года
Возрастной ценз нет
Платформы PC
Официальный сайт

Сознание медленно ко мне возвращалось, но зачем? Сквозь гул пустоты я слышу какие-то голоса — они здесь, рядом? Может, за стеной? А может, в моей голове? Кажется, со мной говорит лимбическая система — ее слова горьки и полны отчаяния. Но болит не только тело, но и душа. Только у меня нет возможности осознать, отчего именно. Тяжесть прошлого провалилась куда-то вместе с памятью, и я лишь смутно ощущаю какую-то непоправимую потерю и несделанные дела. Покачивающийся на дереве за окном труп словно напоминает мне о них. Кажется, надо все-таки встать и повернуть лицо навстречу времени, печали, жестокости своего существования и грядущей смерти. А также навстречу звенящему диско. Мой след взяла Мнемозина.

#Костры амбиций

В какой-то момент расследование убийства (если быть совсем точным, болтовня со всеми встречными и любопытство) заведет вас в полузаброшенное офисное здание, которого коснулось проклятие, уничтожающее любой бизнес в его стенах. Спойлер: это проклятие — капитализм. Но об этом мы узнаем позже, а пока остается бродить среди останков чьих-то идей. И среди компаний по производству мороженого или создателей особенных лыж встретится и комнатка с опаутиненными углами, в которой все указывает на то, что кто-то чрезмерно амбициозный пытался создать грандиозную ролевую игру, но потерпел оглушительный провал. Студия Fortress Accident разорилась и забросила пустые попытки на ровном месте сделать шедевр. Это могло и должно было стать отражением действительности. Ничего удивительного — куда там мелкой студии, когда даже Bioware терпит одну неудачу за другой. Век эпических RPG уже давно отшумел, да и кто вообще рискнет замахнуться на что-то, смешивающее Planescape: Torment и Kentucky Route Zero. Это уже слишком — такая игра никогда бы в любом случае не вышла. А если бы и вышла, то страшно представить, насколько сильно были бы разочарованы придирчивые любители глубоких сюжетных ролевых игр, которые получили нечто не соответствующее идеалам. Впрочем, если вам угодно, попробуйте, у вас есть два кубика и один бросок. (Стук игральных костей по столу.) ДВЕ ШЕСТЕРКИ.

 Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

За время с момента анонса в начале 2016 года сменить название успела не только игра, которая на старте именовалась No Truce With The Furies, но и сама эстонская студия, носившая имя Fortress Occident (бинго!), — и, казалось, ее дебютное творение, которое выросло из настольных сессий в модифицированную Dungeons & Dragons, просто не имеет шансов выйти. Слишком велик был замах, и слишком много было случаев, когда завышенные амбиции приводили к глубочайшему провалу. Но игра вышла, причем не слишком сильно задержавшись, — и превзошла любые ожидания.

Disco Elysium изначально создавалась как настольная игра — и следы этого подхода есть повсюду. Ролевая система очень проста, но при этом изящна: 24 параметра разделены по 4 группам-способностям, которые вы определяете в самом начале, создавая персонаж, дальше они не меняются; получаемые за набираемый опыт очки вы вкладываете уже непосредственно в параметры, на которые могут также влиять всевозможные предметы, события и мысли. Помимо кабинета параметров у вас есть кабинет мыслей — появляющиеся у вас в голове или приносимые кем-то со стороны идеи можно интериоризировать (обдумать) или забыть; очки можно потратить на приобретение новых слотов или как раз на выкидывание уже ненужных идей из головы. Обдумывание — бесплатно. Сами мыслеформы дают вам какие-то бонусы, но также могут что-то и отнять — заранее ничего не известно, выбирать их придется сердцем.

 Самая странная и очаровательная сетка навыков, что я когда-либо видел

Самая странная и очаровательная сетка навыков, которую я когда-либо видел

В диалогах, из которых и состоит собственно вся Disco Elysium – да, тут нет боевой системы вовсе, кулаками махать и стрелять приходится тоже в окне диалога, кидая кубики, — то и дело проводятся всевозможные проверки уровня навыков и в зависимости от результата открываются или пропускаются новые ветки и направления беседы. Время от времени появляются особенно важные проверки — и тут уже все определяется броском кубика, прибавленным к необходимому параметру, конечно. Звучит немного занудно, как и практически любое описание ролевой системы, но всю скуку как рукой снимает, стоит только взглянуть на сам список навыков и ворваться в совершенно любой диалог, в котором обязательно поучаствуете вы, ваш собеседник, возможно, ваш напарник по расследованию Ким Кицураги, различные части вашего сознания (о да, тут очень развит внутренний диалог), а также порой ваш шикарный галстук со сложной расцветкой и не менее сложной натурой.

Способности простые, можно сказать классические: сила, ловкость, интеллект и чувствительность (эмоциональный интеллект). Ставка на силу и координацию отрезает множество путей в диалогах, а чертоги разума стремительно пустеют, но зато сильный коп сможет вломить — и это совсем не лишняя для стража правопорядка возможность. Disco Elysium позволяет играть и в таком стиле — причем делать это очень весело.

 Умение собирать яйца в кулак — незаменимый навык для любого копа

Умение собирать яйца в кулак — незаменимый навык для любого копа

У героя почти полностью потеряна память (нет, в морге каждый раз после смерти не возрождаемся) — вы, по сути, новичок в этом мире и можете пожаловаться на диссоциативную амнезию врачу. Он — еще один спойлер — не поможет. Но еще вы коп, который прибыл на место преступления и вместо того, чтобы вести расследование, ушел в запой. Для этого, очевидно, были причины — для алкоголизма они всегда найдутся, но убийство само себя не раскроет. Этим и придется заниматься вместе с прибывшим из другого участка временным напарником, параллельно раскапывая куда более важные вещи — как устроен этот мир, как в нем выжить и стоит ли вообще пытаться это сделать.

#Мужчина в полный рост

Disco Elysium – это полицейская драма. Детектив в стиле нуар. Развернутый политический комментарий, приложенный пусть и к вымышленному, но почему-то столь знакомому миру. Размышление об одиноком голосе человека в бушующем хаосе мироздания… Э-э-э, нет, это меня уже понесло. Но игра на самом деле существует вне жанров, она свободно плавает между ними, раскачиваясь между порой полярными эмоциями. От смешного до тоскливого, от блевания в канаве до экзистенциальных размышлений здесь один шаг. В головокружительной смене тональности Disco Elysium может поспорить с лучшими образцами из мира кино, вроде «Воспоминаний об убийстве».

 Это фиаско, братан

Это фиаско, братан

И все это, повторюсь, подается в первую очередь через текст. Тут бы подбочениться, прокашляться и начать выкрикивать по слогам: Гра! Фо! Ма! Ни…

Ничуть. Если при создании своего творения ты делаешь столь мощный акцент на одном его свойстве и полностью фокусируешь внимание публики на нем, то оно должно быть исполнено на запредельном уровне. И да, это так и есть. Disco Elysium написана грандиозно — причем весь этот бесконечный массив: от непрерывно ветвящихся и расползающихся диалогов до лаконичных, но точных описаний окружения и по-настоящему обворожительных текстов, стоящих даже за параметрами персонажа и теми самыми идеями в «Кабинете мыслей».

Поток тем, на которые можно поговорить в Disco Elysium, не ослабевает: шутейки про маскулинное сообщество в полицейском участке, терки про роль психоактивных веществ в становлении (ну, скорее, разрушении) личности, высоколобые рассуждения о сути искусства, весьма глубокое погружение в самые разные политические вопросы. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что уже полчаса веду крайне интересный диалог о либерализме. С компьютерным персонажем. Используя заранее заготовленные варианты реплик. И это чрезвычайно интересно. Творение ZA/UM не концентрируется на чем-то одном, тарабаня в эту дверь до посинения, но при этом каким-то образом умудряется не терять фокус и оставаться очень цельным; тональность и темы меняются, а стилистика и направление держится безупречно.

Действие Disco Elysium происходит в вымышленном городе-государстве Ревашол, живущем под внешним управлением после подавленной коммунистической революции, — прямых аналогов для этого места нет, это собирательный образ нашего мира. Зато с должной определенностью можно сказать о времени — это 70-е годы двадцатого века, закат эпохи диско. Но при этом расцвет свободы слова и мышления — в процессе вы можете выслушать и высказать совершенно любые взгляды: проповедовать социализм, найти точки соприкосновения с фашистом, стать верным приверженцем расовой теории, четко следовать моралистической доктрине… Игра не осудит и не продиктует «верную линию», ваш путь открыт — кто-то назовет это беспринципностью в наш политкорректный век, но столь ошеломляющая свобода уйти по самой кривой дорожке и не получить в ее конце при этом рога и вилы потрясает.

 Никто не откажет мне в стиле. По крайней мере не сможет это сделать, пока кровь хлещет из его глаз

Никто не откажет мне в стиле. По крайней мере, не сможет это сделать, пока кровь хлещет из его глаз

Помню, сколь невероятным казался отыгрыш в Planescape: Torment с динамически меняющимся «характером» персонажа в терминах «злой», «законопослушный», «добрый». В Disco Elysium нет этой колеблющейся стрелочки, но есть очки, которые вы зарабатываете в свою политическую и «человеческую» копилку, — и вам не выставят счет в конце. Вы сами решите, чего стоите, играть эту роль придется с полной выкладкой.

Disco Elysium при всей обширности тем и мощи литературной основы — достаточно камерная игра в элементарном пространственном смысле термина. В течение первых двух игровых дней (здесь тикают вполне реальные часы) мы вообще не выбираемся за пределы квартала, состоящего из десятка домов. Это одно-единственное расследование. Дело о висельнике в портовом районе Мартинез, из которого мы так и не уходим до конца игры. Но эта «буря в стакане» имеет и обратную сторону — каждый новый подвал, в который вам удалось забраться, каждый свежий уголок пробуждает столь яростный дух путешествий, что вы чувствуете себя Перси Фоссеттом, наконец добравшимся до Затерянного Города. Теснота здесь не выглядит искусственно, как было в реинкарнированных Deus Ex, например, где на пятачке толпились мириады разнообразных организаций. Здесь это вполне естественно прорастает из сюжетной канвы — хотя, понятное дело, истинной причиной такой сконцентрированности были финансовые ограничения студии.

 Скромность — прибежище неудачников

Скромность — прибежище неудачников

Эти ограничения, конечно, повлияли и на графический стиль (классическая изометрия, акварельностью которой замаскирована недостаточная детализация), и на то, что у персонажей озвучены только стартовые реплики (интересно, кто бы смог озвучить текст более чем на миллион слов?), и на достаточно скромный хронометраж саундтрека. Но при этом все это исполнено очарования: болезненного, как в случае с внутриигровыми рисунками, над которыми словно бы трудилась артель из Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона и Здислава Бексиньского, или благородно-стильного, как музыка, написанная для игры замечательной брит-поп-группой British Sea Power.

***

В своем путешествии, основной маршрут которого будет пролегать через внутреннюю империю, вы не только встретите множество интересных собеседников, но и обязательно выкристаллизуете свой архетип. Точнее, копотип — вы станете или арт-полицейским, ценящим рисунок, оставленный кровью на полу, или полицейским-с-чувством-вины, непрерывно извиняющимся за свое прошлое. А может, вы станете хобокопом — отринувшим материальный мир и ночующим на уютной лавочке в парке. Отринувшим по естественным причинам, конечно, — здесь довольно непросто раздобыть средства на жизнь. Если не брать взятки, конечно.

Рассказывать про Disco Elysium можно, если честно, бесконечно — так что просто остановлюсь. Выдохну. Сниму вязаную шапочку с парой прорех. И отсалютую незнакомым друзьям из Эстонии целлофановым пакетом для сбора бутылок. Вы сделали одну из лучших игр, в которые я играл за всю свою жизнь.

Достоинства:

  • невероятный уровень текста;
  • тщательно и со вкусом прописанный мир;
  • интересный сюжет;
  • свобода выбора и отыгрыша;
  • диско!

Недостатки:

  • высокие требования к знанию английского языка игроком — а локализации в ближайшем будущем не предвидится;
  • физически больно читать диалоги в других играх после.

Графика

Конечно, технологичной Disco Elysium не назовут даже старорежимные геймеры, которые бросили эти ваши виртуальные развлечения, сразу как развалилась Black Isle, – но этот грязный мир, написанный размытыми акварельными красками, очень затягивает. Стиль выдержан безупречно.

Звук

Каждый персонаж хоть немного, но озвучен, что добавляет пару нужных красок. Музыка авторства British Sea Power хороша. А еще здесь можно взять магнитолу на плечо и оглашать окрестности тупорылым долбиловом. У меня только одна претензия — самого диско здесь все-таки маловато.

Одиночная игра

Литературоцентричная, полная неожиданных отсылок и нестандартных акцентов история. Расследование убийства, которое оказывается лишь поводом для развернутого размышления о человечестве в целом и пути конкретной личности в нем: горьком, смешном, нелепом, трагичном, глупом, благородном.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Disco Elysium пришла сюда из какого-то особенного мира, полного идеалистов, считающих, что выпустить в 2019 году игру, почти целиком состоящую из довольно сложного и вычурного текста, — нормально. Из мира, где глубокие сюжетные изометрические RPG на пике моды. Из мира, где четкое следование своей идее помогает свернуть горы. Где находится этот мир? Через какую кротовую нору в него можно попасть?

Оценка: 10/10

Подробнее о системе оценок

 
 
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Apple научит Siri лучше поддерживать диалоги с пользователем 29 мин.
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 6 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 8 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 9 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 10 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 12 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 13 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 14 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 15 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 3 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 8 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 8 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 8 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 10 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 13 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 13 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 14 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 14 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 15 ч.