Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

На страже закона: в мире видеоигр и в реальности

Углубившись в материал, можно сделать важный вывод: разработчики игр любят копов. Всяческим сержантам, капитанам, агентам и детективам посвящено великое множество видеоигр. Что ж, хороший полицейский — далеко не худший кандидат на роль протагониста. Игры с полицейскими нередко становятся хитами. И это при том, что в повседневной жизни мы предпочитаем не иметь лишний раз дела со служителями правосудия. Ведь полиция — это инструмент социального воздействия, и не всегда это воздействие приходится по душе простому обывателю. Кто-то заплатил штраф за переход улицы в запрещенном месте, а у кого-то отняли самогонный аппарат — обидеться на полицию несложно.

И тем не менее образ полицейского прочно вписан в современную поп-культуру, Джон Макклейн не даст соврать. Можно романтизировать работу копа или шокировать брутальным реализмом — в любом случае мы имеем захватывающее кино и увлекательные видеоигры на заданную тему.

И уж если начинать с реализма, то стоит вспомнить дилогию This Is The Police от белорусских разработчиков из Weappy Studio. Нам предложили стать шефом полиции в американском захолустье, и работа этого шефа в This Is The Police состоит из постоянного принятия непростых решений. Так в общих чертах и обстоят дела у начальников настоящих райотделов и департаментов. Также в этой дилогии грамотно показали простых копов, наших подчиненных. Это прежде всего люди — они ошибаются, устают, а в быту ничем не отличаются от гражданских. И если вы недоглядели и напортачили с переработками личного состава, измученные подчиненные попросту не справятся с охраной порядка. В This Is The Police вообще немало моментов, взятых прямиком из реальной полицейской службы. В том числе моментов с негативным зарядом. В игре шеф полиции может закрывать глаза на «шалости» преступников и получать за это денежные бонусы.

В жизни такие случаи фиксируются с пугающим постоянством. К примеру, со слов представителя профсоюза итальянской полиции Массимилиано Ачерра, около трети итальянских копов подрабатывают на стороне, оказывая, в том числе, услуги мафии.

Стоит вспомнить и об ответвлении франшизы This Is The Police — Rebel Cops. В этой тактической игре речь идет об отряде ушедших в запас копов, которые ведут свою маленькую войну с мафией. В Rebel Cops на равных правах уживаются реалистичные идеи и чистый вымысел. Вымыслом стоит назвать тот размах, с которым действуют полицейские: перед нами без пяти минут гражданская война. А ведь действие игры происходит не в каком-нибудь Сомали, а в США, в стране с претензией на цивилизованность. С реалистичностью в Rebel Cops тоже все в порядке, пересечений немало. Так, одна-единственная пуля часто становится фатальной. Ну а люди, знакомые с полицейской службой не понаслышке, вспомнят одну из любимых поговорок еще советской милиции — бывших сотрудников не бывает. В Rebel Cops герои сдали свои значки, но остались копами.

О правоохранителях очень убедительно высказались эстонские разработчики из команды ZA/UM в хитовой RPG Disco Elysium. Детектив на протяжении всей игры борется с внутренними демонами (или дружит с ними — в ролевой игре возможностей много), мучается от похмелья (есть такой побочный эффект от работы полицейским и милиционером), продирается через депрессию и гуляет по краю безумия. Ладить с коллегами получается не всегда, а личная жизнь лежит в руинах. Несколько утрировано, конечно, но на то они и видеоигры.

К тому же в Disco Elysium детально и правдоподобно показан процесс расследования. Гарри не ползает на четвереньках с увеличительным стеклом в руках, как в мультиках для детворы. К разгадке убийства его приближают многочисленные разговоры. Любой сотрудник уголовного розыска подтвердит, что умение говорить с самыми разными людьми для опера гораздо ценнее умения стрелять без промаха. Такая вот игра получилась у прибалтов: очень реалистичная, несмотря на мощный заряд фантасмагории. Если вам нравятся книги Стругацких, не пропустите Disco Elysium — впечатления от чтения и погружения в эту RPG на удивление схожие.

Что касается разговоров, опросов и допросов, то эта часть оперативной работы очень здорово показана в экшен-детективе L.A. Noir. Игра вышла в далеком 2011-ом, но по уровню проработки следственных действий до сих пор не знает себе равных. В роли копа в послевоенных Штатах мы осматриваем места преступления, тщательно изучаем найденные улики и, главное, опрашиваем свидетелей, потерпевших и подозреваемых.

Студия Team Bondi проделала без преувеличений фантастическую работу с мимикой персонажей, поэтому в каждом разговоре игроку в роли детектива Фелпса необходимо внимательно следить за собеседником. Технология MotionScan дала возможность показать в игре малейшие поведенческие нюансы, позволяющие проницательному детективу-игроку делать выводы — порой даже верные — по поведению опрашиваемого. Допросы в L.A. Noir получились увлекательными, напряженными и правдоподобными. Правда, есть и побочный эффект — проходить миссии-дела лучше за один присест: если забросить игру на какое-то время, а потом вернуться, то расставить все по полочкам вряд ли получится.

Кстати, в учебных заведениях, готовящих офицеров-оперативников, проходят курс психологии, в рамках которого изучают всевозможные поведенческие реакции, непроизвольные (идеомоторные) движения мышц и прочие полезные для служителя закона вещи. К слову, в некоторых специализированных вузах курсанты смотрят видеоматериалы, в которых лжецы выдают себя жестами и мимикой. И примерами служат реальные интервью с известными политиками.

Основной прием борьбы с преступностью у полиции и милиции — арест и передача злодея в цепкие руки правосудия. Хотя многие видеоигры легко пропускают эту скучную стадию и заставляют копов сразу палить на поражение.

Так, в свое время стала прорывом серия GTA. В самой первой игре 1997 года копов научили арестовывать игрока-преступника. С тех времен механика ареста во франшизе об угонщиках изменилась мало. Протагониста, набедокурившего на городских улицах, преследуют и хватают. Неудачник сидит (недолго) в участке и выходит на свободу, уплатив штраф и лишившись всего оружия из своих бездонных карманов. Понятное дело, что в нашей жизни все несколько иначе: полиция не отпустит через сутки, если при вас нашли пулемет, десяток гранат и пару пистолетов. Оружие, конечно, отнимут, но пригласят остаться на несколько лет.

А вот космические полицейские из мира игр даже не пытаются совершить арест. В симуляторах звездолетов, со времен старушки Elite, если пилот/игрок оказывается вне закона — а «звездолетный» жанр обычно представляет большую свободу действий, — то космические копы сразу же пытаются распылить его на атомы. Возможно, в будущем по версии игроделов ужесточились законы, а возможно, механику ареста среди звезд сложно реализовать на убедительном уровне. К счастью, в нашей жизни, уж если вы привлекли внимание полицейских, пилотируя свою «девятку», никто вашу машину расстреливать не будет — от вас потребуют остановиться. Ну а на тот случай, если автомобиль создает угрозу жизни и здоровью людей, законы о милиции или полиции обычно разрешают применять огнестрельное оружие для остановки машины путем повреждения. Как видите, все немного гуманнее, чем в космическом будущем по версии разработчиков игр.

В абсолютно фантастическом экшене Driver: San Francisco легко отыскать связь с реальной полицейской работой. По сюжету игры полицейский офицер Таннер впадает в кому. Пока его тело покоится на больничной койке, бесплотный дух парит над городом и по желанию игрока вселяется в водителей автомобилей — так Таннер пытается отыскать беглого преступника. Настоящие копы в большинстве стран мира точно так же могут изъять чужое авто. Естественно, не спиритическим образом и не по собственной прихоти, а для оперативных целей — преследования негодяев, к примеру.

Впрочем, в видеоиграх легко отыскать совсем уж мерзкие примеры действий правозащитников. В первой части Red Dead Redemption (Спойлеры! Спойлеры!) мы играем за бывшего грабителя Джона Марстона, накрепко завязавшего с прежней жизнью и ставшего семьянином. На дворе — закат эпохи Дикого Запада. Агенты госбезопасности похищают семью Марстона и шантажом заставляют его выследить и перебить бывших подельников. А чтобы довести дело до конца, агенты нападают на ферму Марстона, когда, казалось бы, его грехи искуплены. Здесь и сейчас, в нашем мире, законности в действиях стражей порядка все-таки гораздо больше. Хотя для Red Dead Redemption нужно сделать скидку на временной период — в начале XX века такие методы не были в диковинку, достаточно вспомнить дела агентства Пинкертона.

Такое же безобразие со стороны силовых структур, только уже в фантастическом антураже, можно наблюдать в сериале inFamous. В третьей части главный герой обрел суперспособности, и теперь за ним охотится Департамент единой защиты. Августина Брук, глава Департамента, ожесточенно преследует мутантов, не разбирая, какой образ жизни они ведут. В реальности любой гражданин подпадает под презумпцию невиновности — то есть считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. Августина из игры на этот принцип попросту не обращает внимания, калеча и убивая всех подозреваемых. Мало того — дамочка и сама мутант. В жизни параллели с Департаментом провести сложно — преступники обычно не ловят преступников. Хотя бы потому, что любая судимость навсегда закрывает дорогу в полицию или милицию.

Вдоволь наиграться в «плохого копа» дает дилогия экшенов True Crime. Мы в роли уличного полицейского сами определяем свою линию поведения. Добросовестный коп вежливо предъявит служебное удостоверение, проведет досмотр или задержание, а в крайнем случае выстрелит в воздух для предупреждения. Неадекватный коп по вашему желанию станет заковывать в наручники всех, кто ему не по нраву, будет пинать ногами горожан обоих полов и помчится на машине через толпу. В True Crime зарвавшегося полицейского могут в итоге угомонить его же коллеги, и в настоящей полиции все примерно так же. В силовом аппарате любой страны есть отдел внутренних расследований, который следит за соблюдением законности в работе органов правопорядка.

В кадровом полицейском вопросе разработчики игр уходят порой ну очень далеко от действительности. В видеоиграх почти все копы — крутые невероятно. В то же время пузатый начальник ГАИ из вашего УВД на крутого парня тянет с большой натяжкой, если сказать мягко.

Вселенная игр — совсем другое дело. Именно таких полицейских хочется видеть на улицах своего города или поселка. Взять, к примеру, Леона Кеннеди из культового сериала Resident Evil. С Леоном игроки познакомились еще во второй номерной части франшизы. На момент зомби-эпидемии в Раккун-Сити Кеннеди служил в местной полиции и был необстрелянным новичком. Тем не менее парень дал достойный отпор упырям и мутантам. В Resident Evil 6 Леон Кеннеди — уже элитный агент, который спасает от биологической угрозы весь цивилизованный мир.

Или стоит вспомнить о гонконгском полицейском по имени Вэй Шень. Игра о нем, Sleeping Dogs, на ранней стадии разработки была продолжением упомянутой серии True Crime. Вэй Шень работает агентом под прикрытием в криминальной полиции Гонконга. Герой игры крут в стрельбе и вождении, но главное — он настоящий мастер единоборств. На азиатских землях в полиции наверняка служит немало мастеров кунг-фу и карате. На постсоветском пространстве с единоборствами в органах правопорядка все гораздо скромнее: все сотрудники проходят курс рукопашного боя, а когда приходит время для новой звездочки на погоны, милиционеры и полицейские должны сдать зачет. Кроме выполнения физических упражнений, испытуемый должен доказать, что способен справиться с агрессивным хулиганом. Хотя бы с одним, хилым и уставшим.

В нашем мире, чтобы стать полицейским/милиционером, нужно соответствовать примерно одинаковым для большинства стран требованиям. Нужно быть гражданином той страны, которой вы собираетесь служить, быть здоровым и вписываться в возрастные ограничения. В играх все более весело и замысловато. Порой так, что никакого отражения в реальном мире найти не удается.

Например, в подзабытой, но до сих пор увлекательной тактической RPG «Власть закона» от российской команды MiST Land South мы командуем отрядом полиции недалекого будущего, и в наши ряды легко может попасть крыса-мутант. А в недавней XCOM: Chimera Squad за порядок в мегаполисе борется составной отряд спецназа — люди пополам с пришельцами. В The Wolf Among Us шерифом служит волк-оборотень. А в игре Murdered: Soul Suspect расследование ведет недавно убитый детектив Ронан О'Коннор, ставший призраком и теперь ходящий сквозь стены без всяких прокурорских санкций. Многие полицейские кадровики отдали бы душу за таких сотрудников.

Ну и не забудем про мрачную звезду популярной культуры — судью Дредда. Он заглянул и в мир видеоигр с боевиком Judge Dredd: Dredd vs Death. Дредд в своем невеселом будущем — и патрульный, и следователь, и судья, и палач в одном лице. Таким образом процесс разбирательства с преступником ужимается до пары минут после его задержания. Суровые времена — суровые меры. В игре, правда, не дадут казнить всех без разбору. Дредд все-таки слуга Закона, а не бич Хаоса. Поэтому щелкать наручниками придется не реже, чем спускать курок. Пожалуй, настоящие судьи правильно делают, что заседают в своих залах, а не бродят по улицам с оружием.

И об оружии. Если на улицах Парижа или Праги можно увидеть полицейских с автоматами, то на постсоветском пространстве полиция и милиция чаще всего вооружается пистолетами. Вспомним, какие чудеса творили с пистолетами детектив Макс Пейн или инспектор Текила из Hardboiled. В реальности же любой пистолет имеет слишком низкую точность из-за короткого ствола. Написать на тушке преступника свое имя, как в Max Payne, вряд ли получится. К тому же во многих странах бывшего СССР на вооружении правоохранителей до сих пор состоит пистолет Макарова — оружие надежное и удобное, но никак не снайперское.

Меткая стрельба в прыжке из упомянутых игр вообще относится к научной фантастике. Пример из реального курса милицейской огневой подготовки: сотрудник должен на бегу трижды выстрелить в мишень с разного расстояния. Так вот, это упражнение считается успешно выполненным, если пули просто попали в мишень. Никто не требует точного попадания в «десятку», так как это практически невозможно.

Современная полиция часто использует нелетальное оружие, чтобы задержать преступника живым и (почти) здоровым. Электрошокеры, газовое оружие, пейнтбольные шарики с перцовкой внутри — на эту тему толково высказался тактический шутер SWAT 4 с дополнением The Stetchkov Syndicate. Как и в реальной полицейской службе, в серии SWAT хладный труп злодея ценится меньше, чем живой подозреваемый.

Ну и как не вспомнить про полицейских собак. В свое время очень популярны были игры серии Dead to Rights. Главной звездой там был не бедовый коп, а пес по кличке Тень. У преступников попросту не было шанса, когда в кадре появлялся Тень. Настоящие полицейские псы тоже здорово помогают в борьбе с преступностью. Они, правда, не едят злодеев живьем, как Тень, но успешно помогают искать взрывчатку и наркотики. На наркотики, для справки, служебных собак не «подсаживают» с 80-х годов прошлого века; это негуманно и неэффективно. Поисковые собаки натасканы на розыск своей игрушки с запахом наркотика. Такой пес ищет не дозу, а любимый предмет для игры.

Не забывают разработчики и про реальные для копов опасности. Нет, речь не о бандитских пулях. Любой бывалый полицейский пояснит вам, что гораздо чаще копы и милиционеры страдают от дисциплинарных взысканий. Стильное пиксельное приключение Beat Cop как раз рассказывает о детективе Келли, разжалованном в патрульные. В реальности такие истории случаются сплошь и рядом. Следователь или дознаватель может быстро перебраться из уютного кабинета на пост дежурного вытрезвителя, где будет общаться с приятными, интеллигентными людьми.

Да, мир видеоигр по большей части расположен на планете Фантазия. Но все-таки приятно, что некоторые положительные черты стали общими и для вымышленных копов, и для настоящих. И в любом случае хорошо, что судья Дредд не патрулирует Воронеж или Кишинев.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 6 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 7 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 8 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 9 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 9 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 9 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 11 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 12 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 13 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 13 ч.
Власти Китая упростили условия привлечения иностранных инвестиций в национальный технологический сектор 12 мин.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 8 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 9 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 9 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 10 ч.
LG выпустила флагманский саундбар S95TR за $1500 с поддержкой Dolby Atmos и настройкой с помощью ИИ 12 ч.
Seagate заявила, что жёсткие диски с HAMR уже не уступают по надёжности традиционным HDD 12 ч.
Corsair представила обновлённые доступные проводные гарнитуры HS35 v2 для геймеров 13 ч.
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 14 ч.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 16 ч.