Издатель: Codemasters
Жанр: Гоночный раллийный симулятор
Платформа: PC, PlayStation2, Xbox
Сайт игры в Internet: Colin McRae Rally 3
Системные требования: PIII-600, 256Mb, GF3
Общее впечатление
Фотореалистичные скриншоты разогрели интерес к игре Colin McRae Rally 3 задолго до ее выхода. Хотя обладание демо-версией не дает возможности насладиться игрой в полной степени, но некоторые впечатления получить уже можно.
В первую очередь разрушаемость вашего железного коня. В демо-версии автомобиль Ford Focus отдается на растерзание беспощадных игроков. Машину можно хорошенько побить и придать ей желаемую форму, если вас не устраивает концепция дизайна мировых производителей. Абсолютно реально оставить на дороге такие мало нужные детали как бампер, крылья, капот, покрышку или все колесо - это разумно в эпоху свободы выбора. Столкновения с деревьями, каменными конструкциями и падения с высоты рекомендуются как способы быстрого демонтажа элементов кузова. Доехать "на ободах" до финиша, без дверей, стекол, бамперов и толкая впереди машины непослушно катящееся колесо - вот мечта достойная экстремала Colin McRae Rally 3. Причем мечта вполне осуществимая, если не говорить о гонках, разумеется. Иногда кажется, что машину можно разбить так, что на дороге останутся только водитель со штурманом с невозмутимыми выражениями лиц, пристегнутые ремнями безопасности к своим сидениям.
Эти приятные мелочи дополняет внимание разработчиков к реализму поведения изрядно побитой машины. Если ваш капот бесследно исчез после недавнего столкновения с нерушимым кустиком, то, включая вид с капота (т.е. с бывшего капота), вы увидите дрожание двигателя, которое происходит вполне синхронно с работой мотора. Отлетевшее колесо продолжает катиться по дороге и может завалиться куда-нибудь в кусты, хотя его оттуда вполне реально вытолкать и погоняться за ним, т.к. в демо-версии погоняться больше не за кем. При езде по дороге без колеса (одного или нескольких), машина производит огромное количество искр от трения с асфальтом, но зато можно рассмотреть амортизатор, который работает, как ни в чем не бывало. Не менее эффектное зрелище наблюдается, когда борт машины "скользит" по поверхности каменного забора. На всякий случай, скажем, что когда отбиты все четыре колеса, то трогаться с места, управлять и "ехать" проще на 5-6 передаче, так что любители ручной коробки передач не прогадают.
Трассы
3 трассы доступны в демо-версии. Некие спецтреки Великобритании, Японии и Швеции. Проще говоря: весенняя, осенняя (с дождем) и зимняя (со снегом). Разнообразие погодных условий позволяет по достоинству оценить графические возможности программы и вашей видеокарты. Пейзажи смотрятся крайне реалистично. Все объемное, деревья красивые и живые, ветки царапают борт и кусты с шумом проносятся под колесами, хотя чем дальше от трассы, тем больше объемные деревья заменяют их плоские собратья, а видимо еще чуть подальше просто монолитная стена с текстурой леса, но из далека выглядит вполне прилично. Будем считать, что это достойное решение для экономии аппаратных ресурсов компьютеров и денежных ресурсов их обладателей.
Весенняя трасса (1-й спецтрек Великобритании) начинается небольшим автополигоном с обилием припаркованных машин, на которых, наверное, можно будет прокатиться, введя какие-нибудь невероятные чит-коды в полной версии. На выезде из этой части трассы разбросано множество соломенных блоков и вряд ли можно удержаться от соблазна пнуть их посильнее. Затем трасса уходит в лес, сельскую местность с каменными заборами и деревьями - лучшими друзьями разрушителей машин. Дорога достаточно узкая, земляная и только выезжая на асфальт, чувствуешь, как почва много значит в этой игре. Поведение машины на почве опавшей листвой обочине отличается от поведения на лесной дороге и на мокром асфальте. Набрать обороты и разогнаться можно очень быстро, но трасса практически лишена длинных прямых участков, поэтому установить мировой рекорд скорости для наземных транспортных средств на ней вам вряд ли удастся.
Трасса в Японии холодно встречает проливным дождем. Стеклоочистители исправно протирают стекло и особых отличий не заметно, кроме менее послушного поведения машины. Трасса преломляется очень резкими поворотами, уходящими вверх, что заставляет пробовать различную технику езды и прохождения таких участков. Зажать ручник или притормозить, а может "оттолкнуться" от стены - каждый решает сам.
Шведская трасса - это настоящая русская зима. Снежок быстро залепляет окно и находится в вечном противоборстве со стеклоочистителем. Если подходить к игре с невероятным скепсисом, то придраться можно ко всему, но к снегу - невозможно. Снежинки, быстро залепляющие стекло или плавно летящие при повторе, заставляют задуматься: "А не изобрели ли разработчики формулу снега?" - хотя восхищаться снегом в раллийном симуляторе это не совсем последовательно, но тем не менее.
Трассы не утомляют однообразием. Местность меняется и довольно заметно, а порой и неожиданно. Виляние на автодроме быстро сменяется лесной дорогой, а затем вполне обжитой местностью. Маневрирование по заснеженному лесу сменяется перегонами по равнинам, а, казалось бы, типичную ровную гоночную трассу порой сменяют резкие повороты с горными подъемами. Компьютер автоматически фиксирует ваши результаты, и каждый раз проходя чек-поинт, по цвету точки на схеме слева вы видите, улучшили вы свой результат на участке или нет.
Вдоль трассы временами появляются горстки мумифицированных поклонников ралли. Они плоские, их мало, они не в тельняшках... Куда больший интерес представляет сельхозтехника, то и дело появляющаяся по одну из сторон от трассы. Контраст между плоскотурой болельщиков и объемностью техники наводит на мысль, что на тракторишке тоже можно прокатиться и разбить вдребезги все то недобитое, что в нем осталось после посевной.
При таком реализме окружения сразу возникает желание сделать лирическое отступление от гонки и подвигать стога сена по краям дороги, разбить рекламные щиты или съехать с трассы и выяснить насколько далеко от нее можно отъехать, пока тебя не вернут на место. В этом даже появляется какой-то особый глубокий смысл. Если считать традицией гоночных симуляторов серии "The Need for Speed" податливость дорожных знаков к разрушению, то в данном случае все наоборот. Лобовое столкновение с дорожным знаком может оказаться не менее фатальным, чем с каменной стеной.
Управление в игре вполне типично для гоночных симуляторов, а торможение ручником иногда происходит даже чаще, чем обычным тормозом. Мягкость управления при игре на руле с педалями, заставляет энергично крутить баранку, но настройки чувствительности такого управления и "мертвых зон" в игре предусмотрены.
Графика
При всем реализме изображения, которое особенно заметно при просмотре повтора, в графике присутствуют некоторые шероховатости. Иногда кажется, что колеса находятся в воздухе или машина плывет по снегу. Из технических абсурдов хочется отметить наличие запаски в багажнике, которая мозолит глаза, после того как одно из своих колес вы все-таки потеряли, а также бескомпромиссность камеры при повторе, временами, теряющей вас из вида, когда вы съехали с трассы и демонстрирующей пейзаж, сопровождаемый ревом вашего мотора, пока вы не выберитесь из какой-нибудь канавы обратно на дорогу.
Звуки, а особенно при виде из кабины, приятно удивляют. Звуков много. Рев мотора, шумы и скрипы, визг покрышек и скрежет металла при повреждениях придают неповторимый колорит романтической поездке. В полной версии ожидается многообещающая поддержка EAX, которая должна сделать и без того реалистичный звук еще более живым.
Повторы
Наличие возможности посмотреть повтор заставляет простить игре некоторые мелкие огрехи. Пересматривая свои пируэты в эффектных ракурсах, вспоминается классика телевизионных трансляций канала "EuroSport". Оригинально смотрится ракурс из кабины, который показывает со спины водителя хладнокровно переключающего передачи и, выглядящего засыпающим, штурмана, клюющего носом и, наверное, читающего руководство по управлению автомобилем на арабском языке да с томиком "Корана" в кармане.
Игра вполне способна доставить ни с чем не сравнимую радость от разбиения машины, бешеной скорости и экстремальных ситуаций на дороге. И даже если вы не успеете к финишу с очередным рекордом, то доехать до финиша и сдать машину на металлолом вам всегда удастся.
Выход полной версии ожидается летом 2003 года.