Разработчик: Cauldron
Издатель: JoWooD Productions
Издатель в России: Руссобит-М
Жанр: Action
Официальный сайт Chaser
Минимальные требования: Р3-650, 128 Мб, видеокарта с 32 Мб памяти, 1.4 Гб HDD, DirectX 8.1
Рекомендуемые требования: P4-1000, 256 Мб, видеокарта с 64 Мб памяти.
Мультиплейер: Internet, LAN
Интересная штука - сюрпризы. Живешь себе, никого не трогаешь, а тут бац, и что-то случается. Сюрприз, типа! Вот только в виртуальном мире сюрпризы, почему-то, чаще неприятные. Ждешь, бывало, игру, ждешь, а ее берут и откладывают, а потом еще раз и еще… А может быть и хуже: читаешь обещания разработчиков, грезишь видениями о великолепной графике и сногсшибательно умном AI, а в итоге получаешь ничем не примечательный, как серый пластилин, проект. Думаю, многие еще помнят трагичный случай с Daikatana от Ion Storm. Однако сегодня речь пойдет о совершенно ином сюрпризе. Сюрпризе более чем приятном и радостном. Как вы, наверно, уже догадались, у этого сюрприза есть имя - Chaser, Джон Чейсер.
Игру никто не ждал так, как ждали Unreal. На нее не возлагали таких надеж, какие губительным грузом легли на плечи Unreal II: The Awakening. Вокруг нее никогда не было такого ажиотажа, каким может похвастаться Half-Life 2. Chaser тихо и незаметно вкарабкался на полки магазинов, держась до поры до времени в тени. Как оказалось, проект прикидывался незаметным середнячком лишь с тем, чтобы потрясти мир!
Игра захватывает с самых первых секунд, используя проверенный временем, старый как мир прием - интригу. Джон Чейсер, герой игрока, приходит в себя на космической станции, мирно болтающейся в вакууме недалеко от Земли, и понимает, что ровным счетом ничего не помнит (включая то, что он Джон Чейсер). Впрочем, как следует покопаться в памяти Чейсеру все равно не удается, ибо станция подвергается атаке шустрых ребят в красных скафандрах, подозрительно похожих на десантников из теста Battle for Proxicon в 3Dmark 2003. Кто эти люди? Почему они хотят его убить? Как он попал на космическую станцию? В конце концов, кто он такой? На эти и многие другие вопросы придется искать ответ Джону Чейсеру, минуя под вашим чутким руководством многочисленные уровни игры.
По разнообразию мест действия Chaser на равных конкурирует с Unreal II: The Awakening, а по размерам локаций и длительности игры в целом многократно ее превосходит. Сбежав с гибнущей космической станции (кстати, кто ее погубил? - еще один вопрос в нашу коллекцию), Чейсер попадает в урбанистический полуразрушенный (в лучших традициях антиутопии) город. Там мы посетим трущобы, неотъемлемую часть любого мегаполиса будущего; побываем в изувеченном гигантским пожаром квартале японской мафии; нанесем визит в шикарный отель и вволю погуляем по коридорам городского коллектора. В очередной раз задумываешься, как хорошо, что игры еще не передают запахи, ибо канализация - излюбленная местность разработчиков action-проектов. Далее судьба забросит Джона на склад контрабандистов, в городской порт, а затем и вовсе в… Анадырь! Да-да, начав путешествие с космической станции, наш беспамятный герой умудряется забрести в дебри российской Сибири. Впрочем, российской ли? Несмотря на то, что по сюжету игры действия разворачиваются в 2044 году, в просторных ангарах сибирских баз висят огромные, кроваво красные стяги с серпом и молотом, а патрули составляют солдаты в длинных шинелях и шапках с кокардами. Надпись "Красная Армия" на корпусе футуристичного грузовика смотрится и вовсе комично. Завершает гротескную картину рейд Джона Чейсера в лагерь ГУЛАГ. Умышленно ли так поиздевались над нашим будущим сотрудники ??? или они действительно считают, что Сталин и СССР до сих пор живы - не известно. Оставим незнание истории на их совести. Тем более что антураж всех локаций выполнен на высшем уровне. В лагере (называть его ГУЛАГом язык не поворачивается) действительно чувствуется тюремная атмосфера, в которую гармонично вписываются крики заключенных, вроде "Открывайте, мужики!", "Я не виновен, выпустите меня на волю!" и т.д. Также очень впечатляет сибирский ночной лес: вспышки от выстрелов, динамичные тени, качающиеся под ветром деревья, вой и рычание волков. По этой части Chaser утер нос самому Medal of Honor: Allied Assault.
К счастью, в Сибири приключения Джона не заканчиваются, а плавно перетекают на Марс. Уровни на кровавой планете продолжают радовать вниманием к деталям и атмосферностью, хотя приходятся на заключительную часть игрушки. Особенно врезаются в память батальные сцены побега из марсианской тюрьмы, где Чейсер попутно освобождает всех заключенных, начиная тем самым масштабную войну охраны и бывших зеков. Как видите, миссии в целом разнообразны - спасение заключенных, охрана объектов, убийство конкретных лиц - однако с заданиями по открыванию дверей разработчики все же переборщили. Добрую треть игры Джон будет играть роль вселенского швейцара.
Впрочем, даже похожие задачи решать всегда интересно и весело. Во многом благодаря на удивление сообразительному AI. Уж на что радовал интеллектом врагов незабвенный Unreal, но Chaser явно пошел дальше. Негодяи не только активно стрейфятся и прячутся от ваших пуль, но и догадываются заходить с тыла. При этом они не гнушаются использовать подствольные гранатометы и не брезгуют оптическими прицелами, зачастую попадая вам в голову. Играть от этого, естественно, сложнее, но и во много раз интереснее.
Несколько охладить пыл могут лишь местами чрезмерно запутанные коридоры и туннели всевозможных баз, заводов и офисных комплексов. Наличие большого числа тупиковых ответвлений, безусловно, создает ощущение самодостаточности мира. Никто не обвинит уровни игры в том, что они созданы специально для игрока. Все здания выглядят функционально и естественно. Только вот находить верный путь в хаосе лестниц и переходов, а порой сразу среди трех-четырех многоэтажных зданий не всегда просто. Пожалуй, стоит пожурить разработчиков за отсутствие даже намека на какую-либо карту.
Тем не менее, колотить диском с игрой об стену при первом же затруднении не стоит. Ваше терпение окупиться с торицей, ибо каждый новый этап влечет за собой новый поворот сюжета, постепенно выводя историю к невероятной и совершенно неожиданной концовке. Сценарий игры определенно достоин экранизации, а то и воплощения в литературном варианте.
Равно как музыка игры достойна записи на отдельный компакт-диск. Не для кого не секрет, что в некоторых action`ах музыкальное сопровождение приятнее выключить вовсе и наслаждаться звуками окружающего мира, чем внимать непонятному набору из скрипа и грохота. Композиции Chaser, наоборот, прекрасно вписываются в динамичный игровой процесс, заставляя организм еще быстрее вырабатывать адреналин. Звуки выполнены на том же уровне. Наибольший интерес здесь вновь вызывает наша снежная Родина. Среди сугробов суровой Сибири ваш слух будет услаждать отборный русский мат, видимо скрупулезно и тщательно изученный разработчиками. Молодцы, не поленились!
Так, не будь в игре столько футуристичного оружия, я бы рискнул предположить, что треск автоматных очередей разработчики записывали на реальном военном полигоне. Каждое средство уничтожение себе подобных отличается собственным звучанием, так что через несколько часов игры вы без труда сможете распознать арсенал врага только по звуку.
К слову, арсеналом сам Джон и его противники располагают совсем не маленьким. К вашим услугам более 15 видов оружия, начиная с обычных M-16 и UZI, и заканчивая целым спектром автоматических винтовок образца 2044 года. Всё оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оптику.
Увы, порадовать большой разрушительной силой вооружения игра не может. Движок собственного изготовления студии прекрасно справляется с гигантскими открытыми (пусть и слегка затуманенными) и закрытыми пространствами, поддерживает все мыслимые световые эффекты, радует глаз многополигональными, отлично анимированными моделями персонажей, однако совершенно неинтерактивен.
Набор разрушаемых компонентов сводится к оконным стеклам и некоторым бочкам. На остальных объектах остаются лишь пулевые отверстия, да пятна гари, со временем, увы, исчезающие. В этом плане Chaser здорово похож на пресловутый Unreal II: The Awakening: все очень красиво, но в красоте своей неизменно. Даже тела убитых (в том числе и насмерть) деформации не поддаются, и вообще на попадания никак не реагируют. Ну да идеальных проектов, как известно, не бывает. Наверно, если кто-нибудь когда-нибудь создаст по-настоящему идеальную игру, дальнейшее развитие гейм-индустрии прекратится. Так что давайте будем стремиться к совершенству, но никогда его не достигать. В этом случае мы сможем еще долго радоваться таким проектам, как Chaser, имеющим недостатки, но при этом заслуживающим гордое звание Шедевра. Если кто еще не понял, говорю прямым текстом: Chaser стоит потраченных на него средств. Must buy для всех и каждого!
P.S. В России игра была качественно переведена на русский язык студией Azza Games и издана компанией Руссобит-М под названием "Chaser: Вспомнить Всё".