Hitman Contracts
Вот и дождались … небезызвестный, многими любимый Хитмен, агент 47, бритоголовый дядька и как его там еще - возвращается на наши экраны уже в третий раз. Для тех, для кого он не возвращается, а только впервые появляется - подскажем, что сериал Hitman был знаменит как "симулятор киллера", тяготевший к реалистичности и предлагавший пользователю максимальную свободу: вот задание, вот сцена (причем создаваемая тоже с желанием реалистичности, со множеством "лишних" объектов и помещений), вот ваши возможности - а достигать цели вы можете как вам заблагорассудится. За что и был любим - за сложность, за нелинейность, за развязанные руки. Это конечно не считая множества хороших технических ходов - вроде переодевания в одежду жертв или там применения чуть ли не впервые технологии rag doll. Не всеми был любим - все же немало было к игре и нареканий, и сложновата она была для мейнстрима.
Что же, в третьей инкарнации игра несколько пошла на компромисс в своем амплуа. Что довольно естественно, все же на сегодняшний день мультиплатформенная игра, выходящая кроме PC также и на PS2 и на Xbox - уже не может оставаться хардкорной. И пожалуй, Хитмену удалось, так сказать, "угодить и тем, и этим": на простом уровне она может играться просто как шутер с небольшим элементом стелс по желанию (да-да, миссий, которые ТРЕБУЮТ стелс-прохождения - практически и нет), а на сложном бросит вызов даже очень серьезным игрокам, запретив при этом сохраняться в середине миссии вообще.
На предыдущих уровнях сложности сохранения лимитированы количественно, а два других "challenge-фактора" - это подробность реалтаймовой традиционной для серии карты-радара и естественно прочность, точность и огневая мощь противников (которые на базовом уровне просто чуть ли не манекены - на вас может выскочить пачка человек в пять с автоматами, открыть огонь - а вы, ничуть не смущаясь свинцовым дождем, просто кладете всех из пистолета). Ну да об этом ниже.
Самое серьезное впечатление, пожалуй, от хитмена - было графическим. В связи с чем решительно непонятны инсинуации некоторых западных обозревателей, обвинявших игру в недостаточном апгрейде графики со времени предыдущего релиза. На наш взгляд, графика не просто хороша - она великолепна. Не настолько конечно ошеломляюща, как в каком-нибудь Far Cry - но, во-первых, она идеально подходит к настрою самой игры, а во-вторых, она очень свежо и необычно смотрится.
Причем это первая игра, для которой не хватило реально на максимуме опций мощи нашего обновленного тест-компьютера (P4-2.4/512RAM/Radeon9800PRO) - игра шла с очень и очень жалким количеством кадров в секунду и пришлось довольно долго мучаться, пока удалось найти приемлемый компромисс между качеством и быстродействием (в результате все же пришлось отказаться от полноэкранного антиальясинга и уйти в высокие разрешения).
Впрочем, убирать настройки вниз было еще очень много куда - и уже сам тот факт, что игра существует в версиях для Xbox и PS2 заставляет предполагать, что даже владельцы довольно простых машин играть нормально смогут.
Графика начинается, безусловно, с роликов. Будут они и между миссиями - совершенно уникальные, очень необычные и стильные, где реальность и прошлое переходят друг в друга, и что-то вдруг оказывается совсем не тем, чем оно казалось. Ролики производят неизгладимое впечатление и мы пребываем в полной загадочности - и как они так сделаны чисто технологически, и как это удалось откопать кого-то с настолько необычным визуальным воображением. Ну да сами увидите. Но практически не меньше впечатляет и игровая графика - по крайней мере, когда все выставлено на максимум. Примененные технологии очень нетипичны, сцены не походят ни на что в какой-либо другой игре.
Разработчики пошли не по пути детализации объектов и качества текстур (ясное дело - в голове всегда приставочный вариант) - если приглядываться к объектам, они сразу теряют часть своей внешней выразительности. Они пошли по пути "сдабривания" картинки всяческими спецэффектами - и триумфально, на наш взгляд, в этом преуспели, хотя не очень даже и понятно, как. Где-то вполне понятно - тут вот очень необычное решение освещения, тут свет занятно расходится в пыльном воздухе, тут сияния и ауры с нетрадиционным переходом, тут классно сделан "уходящий вдаль коридор". Но в основном - картинка выглядит просто "по другому" - это все, что можно сказать.
При этом отлично, где умело а где со вкусом, сдизайнены помещения с интерьерами. На месте все традиционные графнавороты - отличные подробные тени, погодные фичи, великолепная физическая модель "тряпичных кукол" (ах, как он таскает трупы за ноги, как таскает). Ну и естественно - отличная анимация главного героя, его фирменное переодевание в разную одежду, безукоризненные модели оружия и подсобных предметов.
Дизайны противников - не детальны, но по своему очень и очень выразительны, да и анимация смерти прекрасна, и все эти потоки крови, хлещущие из дырок в голове, все эти мерзкие аляповатые пятна-разводы крови на стенах и полу :)
На наш взгляд - пострашнее будет, чем в Manhunt, и при этом безо всяких этих показушных зверств :) При том, что жестокое ручное оружие тут тоже наличествует - убивать удавкой, смертельной иньекцией или там крюком для подвешивания туш ничуть не менее приятно, чем полоской стекла.
Понятное дело, что происходить все может как ночью, так и днем, как в ясную погоду, так и в ненастье, как на улицах, так и в помещениях. И ролики на движке, кроме просто роликов - тоже будут. Hitman Contracts, на наш взгляд - несомненная визуальная удача от начала до конца, еще одна конфетка для графических гурманов. Не столь шокирующая, как к примеру Far Cry - но несомненно позволяющая наслаждаться чуть ли не каждым мгновением.
Хочется сразу сказать приятное и о звуковом сопровождении. Четкое трехмерное позиционирование несомненно - по звуку можно и нужно ориентироваться. Шумы и звуки больше нацеливаются на создание атмосферы, чем на реалистичность - по поводу некоторых из них недоумеваешь, но в целом свою работу они делают (персонажи, кстати, озвучены на своих родных языках - я биться вам предстоит с целым интернационалом, включая русского торговца оружием). Особых комплиментов заслуживает музыка: композиции очень необычны, а их вклад в нагнетание напряженности, создание настроя - несомненен. Иногда ловишь себя на мысли - насколько бы иначе воспринималось происходящее, если бы не было этого вот сопровождения. Некий такой вот задор добавляется - не иначе :)
Начинается кстати все с того, что вы умираете :) Не то чтобы умираете в игре - там, кстати, это сопровождается переходом на несколько секунд в эффектнейший, ну просто классный bullet-time, который просто грех было не сделать как элемент самой игры - а умираете в сюжете. И все миссии, которые вы будете проходить - это миссии из прошлого, обрывки воспоминаний, которые вы заново переживаете, в то время как "вся ваша жизнь пролетает у вас перед глазами". Довольное любопытное решение и как просто прикол, и как игровая фича: потому что часть миссий, которые вам предложат в кампании (мультиплейера никакого нет), это новые оригинальные миссии, а другая часть - это "переделанные старые" миссии. Типа, "наконец-то вы играете в них так, как положено". Решение спорное может быть - но не откровенно неудачное: в конце концов, аудитория игры теперь действительно много шире и выбрасывать классные придумки из прошлого действительно не стоит.
Миссии будут совершенно разные, между собой особо не связанные, происходящие в самых экзотических локациях: от кровавых вечеринок извращенцев в духе вампирской дискотеки Блейда, до заснеженных форпостов полярной России. Это такой вот калейдоскоп получается, совершенно в духе общей сюрреалистичности процесса - потому что когда например из замороченного совершенно первого ролика попадаешь в первую миссию, то создается полное впечатление, что происходит все в каком-то кошмарном сне: только что, можно сказать, вашему герою выстрелили в голову, и вот он уже путешествует в какой-то "фарфорово-медицинской реальности" среди разбросанных то там то тут своих же собственных трупов (которые, кстати, может таскать за собой) и производящих впечатление полузомби врачей и пациентов, бесцельно двигающихся по бессмысленным траекториям. Полное впечатление психушки в аду - но по счастью, довольно быстро вмешивается земной совершенно спецназ, а через какое-то время толковые люди (в реальном мире, а не в игре), вам объясняют, что это на деле просто продолжение финальной сцены более раннего хитмена, где он разобрался с главным гадом на секретной фабрике, где производят таких же как вы генетически модифицированных убийц (ну не дошли мы тогда до финалов, не дошли).
Задачу вам каждый раз ставят при помощи маленького экранчика заданий, предлагающего минимум допинформации и происходит это уже в игре (прощайте, роскошные детальные брифинги). В помощь вам дают карту-радар, очень удобную. На первом уровне сложности на ней есть почти все - все враги, и куда они даже на данный момент смотрят, и где лифты, и где ключевые точки, и где полезности. А на максимальном - так почти и ничего. Еще время от времени на экране возникают хинты- вроде там "настоящие мясники с пистолетом в руках не ходят" или "охрана нашла труп одного из своих и всполошилась". Есть и "индикатор опасности". Действуете вы методом проб и ошибок, учитывая ограниченные возможности по части сейвов. Также выбираете сами баланс между шутерством и стелс-экшн. Как уже упоминалось, подавляющее большинство задач можно решить простым огневым напором, как и любят большинство современных геймеров, если считать консольщиков. Время мучительных размышлений "как же грохнуть того или другого", построения логических причудливых цепочек и затем филигранное их разыгрывание - увы, осталось в хардкорном прошлом. Хотя игра построена так, что большинство задач имеет и стелс-решение тоже - все же хитрость как опция это не совсем то же самое, что хитрость как необходимость. Впрочем, как чистый шутер игра тоже достаточно хороша - расстреливать врагов это прямо какое-то удовольствие по ощущениям, оружия просто ну очень много и оно все разное по применению, и вообще под бодрую музыку действие просто-таки стимулирует драйв :) Опасность врагов лично для вас очень сильно зависит от выбранной сложности (рекомендуется средняя, то есть Expert) - а вот умнее они, увы, от сложности не становятся. Если сравнивать их с ботами Far Cry - то вы имеете дело все с теми же идиотами многолетней давности.
Управление обзором-прицеливанием (как от первого, так и от третьего лица) - с помощью мыши попросту отменное, удобно до восхитительности. Маневрирования, к сожалению, несколько не хватает. Да, есть ходьба и бег, перемещение крадучись, перемещение в глубоком приседе, заглядывание за углы. Но вот нет прыжков, лазаний, подтягиваний - особенно удручает отсутствие возможности быстро перекатиться в сторону, за линию огня. Прижиматься к стенам тоже хотелось бы уметь. Перезарядка кстати долгая - а вот враги действуют быстро, перемещаются агрессивно. Классные аксессуары вроде возможности заглянуть в замочную скважину, ночного зрения, отличного бинокля, глушителя и возможности прятать оружие - радуют. Как и реалистичное ограничение на количество большого оружия, и на вес боеприпасов. Часто применяются контекстные действия - и контекстные же предметы - например если взять в определенном месте первой миссии ключи от машины, то можно будет скрыться на ней со двора, протаранив ворота. Менее приятны загадочные контекстные свойства отмычек - одни запертые двери открываются ими, а другие нет, и об этом вам говорят сразу, еще до попытки взлома :) В конце уровня вам дают подробный расклад - вот уровень агрессии, вот уровень стелса, вот сколько раз вы попали во врагов, вот столько в нейтралов - что тоже очень приятно.
Кроме однопользовательской игры есть еще, так сказать, "тренировочный полигон", где можно испытать себя в стрельбе обычной, снайперской, и стелс-навыках. К такому "виртуальному комплексу" так и напрашивается подробная детальная обучалка по всем тонкостям игры - но по непонятной причине ее тут нет, можно только действительно потренироваться, и посмотреть на результат. Есть огромный арсенал чуть ли не в сотню, наверное, видов оружия - но доступно только то, что уже найдено в игре (а его, надо полагать, вы опробовали в деле)
Резюмируя - очень, ну очень, ну просто очень рекомендуемая игра. С отличной графикой, отличным звуком, несомненным стилем, неоднократно опробованной игровой моделью, адаптированной в самом широком ранге желаний: от простых геймеров, жаждущих крови, до эстетов, любящих трудности.
К сожалению, от своей самой верной фанатской аудитории игра несколько отошла, перестав требовать от игрока интеллектуальных усилий жестко - но хочется верить, что эти геймеры проявят определенную гибкость и смогут наслаждаться проектом в таком вот виде тоже :) Все же главное - свободу в достижении цели и множество альтернативных средств для того - игра сохранила.