"Ил-2 Штурмовик" является, бесспорно, одним из наиболее ожидаемых авиасимуляторов - и тем ценнее подарок, сделанный всем поклонникам жанра Открытым Компьютерным Клубом совместно с компаниями "1-С" и "Электрон-Сервис": в прошедшую субботу состоялись отборочные бои по демо-версии "Ил-2: штурмовик". Прошедшие отборочный этап попадают в полуфинал турнира, который состоится в субботу, 18 августа, на Международном Аэрокосмическом Салоне в Жуковском.
Итак, субботним утром к помещению ОК-Клуба, стали подтягиваться дуэлянты. Состав участников получился достаточно неоднородный - были там и любители, имеющие довольно поверхностное знакомство с симуляторами поршневых самолетов; а встречались и зубры, просиживащие ночи на пролет на серверах War Birds и знающие чуть ли не наизусть ЛТХ всех крылатых машин времен второй мировой войны. Всего на участие в отборочном этапе было подано 16 заявок. Отбор проводился по системе двойного выбывания, то есть те, кто выигрывал первый бой, попадали в полуфинал автоматически. Проигравшим же давался второй шанс - они играли между собой, и поражение в этом втором бою означало выбывание из турнира.
Около полудня началась подготовка к первым боям. Народ расселся перед мониторами (одновременно проходило по два боя). "Бывалые" с ухмылкой отодвигали в сторону штатные, скажем так, джойстики Genius F-23, предоставленные компанией "Электрон-Сервис", и деловито разматывали кабели своих проверенных в боях "Сайдуиндеров", "Уингманов" и "Топганов". "Новички" делали первые попытки взлета… Действо начиналось!
Бои проводились по схеме дуэли - пилоты взлетали с двух разных аэродромов, шли в означенный квадрат и вступали в воздушный бой. Правила проведения боев были разработаны сотрудниками ОК-Клуба, а за их неукоснительным исполнением неусыпно следили два арбитра - по одному на каждого из дуэлянтов. Некоторые положения правил были восприняты корифеями жанра с легкой прохладцей - вот, мол, опять аркаду пополам с халявой устроили. На первый взгляд - действительно: ну что это за воздушные бои, когда запас топлива с боекомплектом не ограничены, а неудачных взлетов может быть пять безо всяких последствий. Но разворачивающиеся события на экранах мониторов быстро внесли свои коррективы…
Первое, что стало понятно - это то, что если бы топливо и боекомплект были ограничены, то сбить, наверное, вообще никому никого не удалось бы. Причин тому - две: во-первых, выбранная форма боя - дуэль - давала противникам, не отвлекаясь на внешние раздражители, вплотную "заниматься друг другом". В итоге вирпилы могли самозабвенно носиться друг за другом и 20, и 30, а то и 40 минут! Какой уж тут запас топлива - не устала б раньше рука :).
Ну а вторая причина – это одна особенность представленной демо-версии (которая вызвала определенное количество критики со стороны некоторых участников). Речь идет о реализации модели повреждений от оружия. Некоторым видавшим виды "Птицам войны" было очень непривычно, что попадание 4-6 снарядов калибра 20 мм., не считая пулеметов, в фюзеляж самолета не доставляет "получателю" никаких видимых неудобств. Ну, может, стекло фонаря чуть подзапачкается маслом, да из дырок в нем же дует сильно :). Так или не так происходило дело в жизни в далекие сороковые – сказать сложно. Но одно очевидно: тут и с бесконечным боекомплектом сбить врага ой как нелегко!
Несколько раз возникали неприятные заминки, связанные с работой Genius F-23 - джойстики дружно норовили отключиться в самый неподходящий момент. Лечилось это простым выдергиванием разъема COM-порта и втыканием оного обратно. Естественно, падения, связанные с отключением джойстика, не засчитывались: чертыхающегося пилота успокаивали боевые товарищи, арбитр пулей летел под стол в неравный бой с проводами, а противник по-джентльменски нарезал круги над зоной дуэли, пока его визави осуществлял повторный взлет.
Однако накала страстей это не убавляло. Там было все: и красивые "чистые" победы сбитием противника, и падения в штопор; неудачные взлеты и долгое преследование на бреющих высотах. Были продемонстрированы и классические "ножницы", когда враг, сидящий на хвосте, ловким маневром с оного сбрасывается, да так, что сам начинает призывно маячит в перекрестьи прицела. А еще были гонки в облаках, где не видно не то что самолета соперника - непонятно, где земля, а где небо…
Таким вот образом, под свист пуль, гроход взрывов и вопли арбитров, турнир и подошел к завершению часам к 7 вечера. Кратко итоги его таковы: из 16 заявленных участников явились 14. Дальше - чистая арифметика: 7 первых боев определили первых семерых участников финала, включая вашего покорного слугу; из 7 проигравших было сформировано еще три пары, где определилось еще трое полуфиналистов, а седьмой участник прошел в полуфинал технической победой. Итого на МАКС в субботу, 18 августа, поедут 11 человек. Каждый получит от ОК-Клуба одноразовое приглашение на одну персону. Пожелаем им удачи, чистого неба и меткой стрельбы!
Теперь немного о самой игре. Увы, запустить поглубже "тесторские" руки в ее нутро не удалось, поэтому все нижесказанное основывается на визуальных впечатлениях и отзывах тех, кто имел возможность познакомиться с игрой поближе. В целом, демка очень понравилась. Прежде всего, удивила неожиданная для демо-версии стабильность. Сотрудники клуба наперебой уверяли, что "все встало сразу и надолго". Ни в одиночном, ни в многопользовательском режиме игры проблем не возникало.
Порадовала красивая графика. Уровень детализации самолетов и кабин более чем достаточен. Возможно, чуть простовато сделан ландшафт, но зато отрисовка идет очень быстро и без рывков.
Летная модель также получила высокую оценку. Каждый из доступных в демке самолетов (а их было три: конечно, же, Ил-2, и два "иноземца": BF-109 и P-39) демонстрировал свой собственный характер поведения в небе, соответствующий ЛТХ реального прототипа, вплоть до особенностей, присущих различным вариантам загрузки вооружения. Реалистичность и сложность ее такова, что падение в штопор становится не просто красивой фразой из книжек про Вторую Мировую.
Итого, если оставить в стороне некоторое недовольство народа моделью повреждений, которую, уверены, разработчики отшлифуют до блеска при подготовке финального релиза, можно смело говорить, что вскоре все любители авиасимуляторов смогут наслаждаться великолепной игрой, с приятной графикой и отличной летной моделью: "Ил-2 Штурмовик". Ждем-с!