Конкурсный обзор
Вы слышите музыку медного Будды
................................................
Вы дарите щедро кипящую ртуть,
И всюду вас любят и ищут вас всюду.
И. Кормильцев.
Из письма в редакцию: "...я вчера всю ночь вычерпывал из своего подвала ваши незначительные осадки!". Во избежание приложения значительных усилий по незначительным поводам, пользователю следует определиться с уровнем реализма моделирования различных погодных условий в рамках программы Flight Simulator 2002. Как сказал немецкий доктор, пленному русскому разведчику, косящему под психа: "Нормальный больной должен знать симптомы своей болезни". Установку диагноза начнем с обещаний разработчика. И так заходим в "Help", открываем раздел "Погода" и читаем:" Flight Simulator 2002 models the real weather conditions in which pilot fly. You can set the cloud cover, winds, visibility, precipitation and temperature. Or, you can have Flight Simulator download the actual current weather conditions for the location in which you are flying" (Flight Simulator 2002 моделирует реальные погодные условия в которых работают пилоты. У вас есть возможность задавать количество облачности, ветровые условия, видимость, осадки и температуру. Или можно заставить Flight Simulator загрузить фактическую (текущую) погоду для местности в которой вы выполняете полет). Ну что же тогда по порядку...
И я вижу свежие шрамы
На гладкой как бархат спине.
................................................
Где твои крылья,
Которые нравились мне?
И. Кормильцев.
CLOUDS COVER (количество облачности)
Открываю раздел погода, знакомлюсь с "меню". Сюрприз от Microsoft - количество облачности (cloud coverage), действительно можно задать в полном соответствии с международным метеокодом (TAF), а именно:- SCK - небо чистое (sky clear) 0/8
- FEW - незначительная облачность (few) 1-2/8
- SCT - рассеянные облака (scattered) 3-4/8
- BKN - разорванная облачность (broken) 5-7/8
- OVC - сплошная облачность (overcast) 8/8
- Cirrus - перистая облачность;
- Cumulus - кучевая облачность;
- Stratus - слоистая облачность;
- Thunderstorm - гроза.
- CI - перистые (cirrus)
- CC - перисто-кучевые (cirocumulus)
- CS - перисто-слоистые (cirostratus)
- AC - высоко-кучевые (altocumulus)
- NS - слоисто-дождевые (nimbostratus)
- SC - слоисто-кучевые (stratocumulus)
- ST - слоистые (stratus)
- CU - кучевые (cumulus)
- CB - кучево-дождевые (cumulonimbus)
- TCU - мощнокучевые (towering cumulus или cumulus congestus)
Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя.
Ветер дует туда, куда
Прикажет тот, кто верит в себя.
И. Кормильцев.
ВЕТЕР (WIND)
Загрузившись в Шереметьево, с "грозовой" облачностью 6/8, установив ветер у земли 337 градусов 200 узлов и задав Simulation Rate "Fastest" - я с удовольствием наблюдал за облаками, которые, как при ускоренной съемке, унеслись в сторону Москвы. Затем, изменив направление ветра на 157 градусов, я также "резво" пригнал облачность обратно. Не менее интересно было наблюдать как после замены Вoeing 737-400 на Cessna C172SP Skyhawk, несчастный ястреб (не ожидавший ветра в 200 узлов), подняло в воздух (при чем выглядело это очень естественно), а затем секунд через пять вдребезги уронило в районе аэродрома. Такого фокуса от Microsoft я признаться не ожидал. В предыдущих версиях, легкие самолеты при посадке с боковым ветром 5 порывы 10, кувыркались как в киль ужаленные, теперь этого нет, и цэсны ведут себя более естественно. Я уже готов был воздать должное разработчикам, но пришлось поумерить свой восторг, после того как при боковом ветре 200 узлов удалось поднять в воздух B-737-400. Этот лайнер, уже на пробеге, с курсом отличным от курса взлета на 50 градусов в сторону ветра (хоть и с трудом удерживаемый в пределах полосы), не подломив себе стойки, оторвался от земли и ушел вверх. При этом Realism Settings были на максимум (в симуляторном смысле этого слова). Не помогло даже отключение педалей - Boeing упорно рвался в небо, не желая размазывать себя по полосе. Просто удивительная жажда жизни. Единственное оправдание, какое я смог придумать, так это то, что в реальной жизни ни кто с боковой составляющей в 200 узлов взлетать не станет. К сожалению, в программе не предусмотрена возможность моделировать изменчивость ветра в слое по направлению. Дело в том, что порывистый ветер изменчив не только по силе, как это сделано в программе, но и по направлению. Выполняя посадку в FS2002, всегда знаешь возможную предельную боковую составляющую, т.к. направление ветра величина постоянная. В реальном же полете ветер может подвернуть, и вот тогда, при предельных значениях боковой составляющей, сцепления может не хватить, что бы удержаться на полосе. В FS 2002 беспокоиться по этому поводу не следует, так как сцепление тоже не моделируется. И все же, субъективное восприятие изменения поведения воздушного судна на глиссаде, при порывистом ветре, улучшено по отношению к предыдущей версии.И когда надвигается буря,
Они смотрят, где лучше расставить кресла,
Что бы видеть, как антарктический смерч
Свинтит нам руки и вырвет нам чресла.
И. Кормильцев.
ВИДИМОСТЬ (Visibility)
Как вы уже знаете, "антарктический смерч" в рамках FS 2002 не более чем поэтическая метафора, а если вы в дефолтном В 737-400 можно не опасаться, что боковой ветер в 200 узлов - "свиснет вам в ухи и вырвет из кресла". Так что тост "за тех, кто в цэсне". Видите, как им не повезло? Не видите? Ну что же, тогда поговорим о видимости.Видимость, как характеристика прозрачности атмосферы, обуславливается факторами ее ограничивающими, т.е. явлениями погоды рассмотренными выше. Так что, все недостатки и достоинства реализации типов облаков и тумана в полной мере относятся и к характеристике видимости. Что касается видимости как способности глаза видеть/различать окружающие объекты и идентифицировать их, то в "новом" графическом движке подстилающая поверхность выглядит более реалистично и иллюзия взгляда из кабины самолета на землю тоже соответственно выше. К сожалению, реализм не коснулся столь необходимой вещи как приоритет площадных ориентиров перед линейными, в процессе идентификации местности. В результате, пользователь сначала видит посадочную полосу, и лишь затем, по мере приближения, прорисовывается аэропорт. В реальном полете, сначала виден площадной объект (аэропорт), и лишь затем, по мере приближения, проявляются линейные и менее заметные объекты (посадочные полосы). Такая же проблема с освещением ночью. Дело в том, что окружающие аэропорт дороги, здания и даже перрон аэропорта, в реальной жизни видны ночью значительно лучше, чем огни подхода и уж, тем более, огни посадочной полосы. В MSFS 2002 ночью все наоборот, огни подхода видны с большого удаления, а сценарные объекты еле узнаваемы, да и то лишь с близкого расстояния, дороги зачастую и вовсе не освещены. Можно предположить, что это сделано с целью привлечь внимание к полосе, как объекту назначения, хоть и неоправданно с точки зрения стремления к реализму, особенно при полете по приборам(IFR)."Видимость" огней подхода и огней полосы, в свою очередь, заслуживает похвалы, особенно радует реалистичность проекции взгляда из кабины ночью (при дневном освещении вид, увы, не столь идеален). Неплохое впечатление оставил эффект светового экрана (если только это не вышло у Microsoft случайно) от плотной облачности при заходе на посадку. Для облаков, созданных разработчиками, этот вариант я нашел наиболее подходящим. Слово "Unlimited"в разделе видимость понимать буквально не следует, так как, не взирая на цифру 150 миль, в опциях графической карты крупный объект виден в лучшем варианте (узнаваемо) до 100миль. Это ровно в два раза меньше чем в реальной жизни. В качестве примера можно привести, одновершинную в Microsoftовской версии, гору Эльбрус высотой 5642 метра. На высоте 10100 метров, в хорошую погоду (отсутствие облаков и дымки), этот объект в реальном полете виден с расстояния 360 километров.
Ты говоришь что небо - это стена,
Я говорю что небо - это окно,
Ты говоришь что небо - это вода,
Ты говоришь, что ныряла и видела дно...
И. Кормильцев.
ОСАДКИ (precipitation)
А теперь попытаемся выяснить, что же находится под поверхностью опции "Осадки" ".....в тайне надежду лелея...", что Microsoft не даст повода для ассоциаций с горьковским "На дне". Осадки "... as it gets" в MSFS 2002 это дождь и снег, а если задан тип облачности Thunderstorm (гроза) то только дождь. Обратимся к первоисточнику - согласно международному метео коду, грозы (классифицируемые как явление погоды, а не тип облачности, что вполне логично, так как гроза это много различных типов облаков и не только) бывают следующих видов:- TS - thunderstorm (сухая гроза)
- TS RA - гроза с дождем (thunderstorm rain)
- TS RA SN - гроза с дождем и снегом (thunderstorm rain and snow)
- TS GS - гроза с мелким градом и снежной крупой (thunderstorm grain small)
- TS SS - гроза с песчаной бурей (thunderstorm sand storm)
- VC TS - гроза в окрестности (vicinity thunderstorm)
Синоптики длинных, стыдливых ночей,
Сумевшие выжить на лютом морозе......
И. Кормильцев.
Температура (temperature)
Что касается "температуры", то у меня осталось впечатление, что "выжить" синоптикам из Microsoft помогает, как раз отсутствие стыдливости, не зависимо от времени суток.Эффективность воздействия изменением температуры на окружающую среду, с точки зрения практики (теоретически среда реагирует) около нулевая. Изменения температуры в рабочем диапазоне от -30 до +30 градусов Цельсия предполагаемых заметных (то есть близких к реальным) воздействий на взлетно-посадочные характеристики воздушного судна не оказали. Лишь ударяясь в крайности, т.е. заменив летних +75 по Цельсию на зимние -95 удалось заставить замученный насмерть Boeing 737-400 существенно уменьшить дистанцию пробега на взлете. Речь идет не о процентах, а о смене характеристик атмосферы в разы, что не согласуется с "реализмом". Но с другой стороны, это так же вопрос динамики воздушного судна. Отсутствие нормальной возможности воздействовать на центровку и вес, уменьшают объективность оценки. Попытка использовать возможность изменения точки росы, при моделировании погоды, ни к чему не привела. При установке точки росы равной температуре (+25=+25 лето Екатеринбург), дождик из слоистой облачности, почти лежащей на земле, так и не пошел, а туман упорно не желал становиться гуще. Декларируемая разработчиком возможность менять температуру (You can set ..... temperature) и особенно точку росы носит, в большей степени, информативный характер. То есть пользователь может лишь посмотреть какая была температура и точка росы в момент загрузки погоды, а оказать близкое к реальному воздействие на атмосферу заменой температуры и точки росы, увы, невозможно.
...я слушаю каждый ваш новый прогноз,
Пытаясь понять, в чем же тайная сила...
И. Кормильцев.
"Real Weather"
Немецкий философ Артур Шопенгауэр в своей книге "Свобода воли" исследует проблему человеческой воли. Человек всегда волен желать чего либо, но насколько он свободен в своем желании, желать чего либо? Может ли человек контролировать свое желание желания желать чего-либо? Такие построения можно делать до бесконечности. Похожая ситуация с реализмом микрософтовской "Real Weather". Пользователь желающий загрузить с помощью FS 2002 реальную погоду наверняка задается вопросом: " А насколько реальна загружаемая погода?". На сколько, эта моделируемая в FS 2002 погода, отличается от информации о погоде получаемой экипажем в метеобюро? Затем возникает следующий вопрос: "А насколько точна информация о погоде получаемая экипажем перед вылетом в метеобюро?". Как сильно эта погода отличается от фактического состояния атмосферы, в которой в этот момент находится или будет находиться воздушное судно? Список вопросов при желании можно продолжить. Пример: "Как точно экипаж способен определить фактическое состояние атмосферы?" И т.д. и т.п. Но в нашем случае дальнейшие построения будут вызывать лишь академический интерес. Ведь в отличие от Шопенгауэра нет необходимости решать предложенные Норвежской академией проблемы человеческого подсознания, да и не под силу мне это не только оттого, что я не Шопенгауэр, но и оттого, что Microsoft далеко не академия метеорологии. С точки зрения практики, для пользователя FS 2002, достаточно получить ответы на первых три вопроса. Что бы ответить на эти вопросы я предпринял следующее - сделал запись погоды загруженной FS 2002, запасся метеорологической документацией выданной экипажу перед вылетом в метеобюро и информацией экипажа о фактическом состоянии атмосферы в процессе полета. Я провел сравнительный анализ по четырем маршрутам, выполняемым авиакомпанией Аэрофлот:- Шереметьево - Калининград (Храброво) - Шереметьево,
- Шереметьево - Нижний Новгород (Стригино) - Шереметьево,
- Шереметьево - Пермь (Большое Савино) - Шереметьево,
- Шереметьево - Краснодар (Пашковский) - Шереметьево.
- Погода в приземном слое моделировалась с высокой степенью точности по следующим параметрам - температура, точка росы, ветер, видимость, количество облачности, виды осадков.
* Напоминаю, что речь идет о точности в рамках возможностей программы.
Следует помнить, что порывистый ветер не будет меняться по направлению, виды осадков это только дождь и снег, облачность имеет ограничение по количеству ее типов, а температура и особенно точка росы носит больше информативный характер, нежели параметр способный оказать близкое к реальному воздействие на динамику атмосферы и воздушного судна.
И все же результаты впечатляют:
- Температура и точка росы указывались с точностью до одного градуса в Шереметьево и отличались на один два градуса в других аэропортах, что, тем не менее, тоже можно расценивать как высокую точность.
- Визуализация количества облачности и ее тип полностью соответствовали фактическим, облачность была слоисто-кучевая нижнего и среднего ярусов. Точность определения видимости составила 150м, а нижней границы облачности 20м.
- Погрешность моделирования ветра по направлению составила 15 градусов, а по силе 2 узла.
- Наличие осадков тоже не погрешило против истины.
Приведенные цифры полностью вписываются в требования Наставления по Метео Обеспечению Гражданской Авиации (НМО ГА - 85).Так что, выполняя посадку в FS 2002, в большинстве случаев, погода будет моделироваться с достаточной точностью и удовлетворительными визуальными характеристиками.
Моделирование погоды при полете по маршруту выглядело не так "безоблачно".
Визуализации фронтальных разделов нет вовсе. В определенный момент, при переходе от ясного неба к небу с любым количеством облачности, пространство в один момент насыщается облаками, как по курсу следования, так и позади самолета. Переход от облачного неба к ясному, выглядит так же непредсказуемо. Погрешность моделирования ветра на эшелоне по силе в пределах допуска (20к/ч), а по направлению ошибка была уже от 30ти до 60ти градусов. В то время, как максимальная ошибка для метеоролога в соответствии НМО ГА, плюс минус 30 градусов. Струйные течения и вовсе не удалось обнаружить, хотя на двух направлениях (Калининград и Краснодар) они присутствовали в ярко выраженном виде, скорость потока достигала 250к/ч. Сложилось впечатление, что струйные течения игнорируются в загружаемой погоде.
Видимо с верхним воздушным пространством Microsoft решила не торопиться, уделив основное внимание погоде в нижних слоях атмосферы. Единственный положительный момент это то, что атмосфера программы хоть и не соответствует реальной погоде в конкретный момент времени, но по крайней мере, создает ощущение нахождения самолета в атмосфере.
"Download winds aloft with real-world weather"(загрузить ветер по высотам с реальной погодой)
Анализ применения данной опции и сопоставления результата с фактической погодой показал, что ветер по высотам хоть и не соответствует фактическому но, как правило, близок по силе и по направлению. К тому же он довольно естественно сочетается с ветром у земли и способствует проявлению воздействия атмосферы на воздушное судно.
Так что использовать "wind aloft" стоит, но исходить из того, что он будет соответствовать прогнозу или фактической погоде не следует.
Какая у этой басни моpаль?
А моpали нет никакой.
Один pодится pогатым, бpат,
Пеpнат pодится дpугой.
Но каким ты был
Таким ты и будешь:
Видать, ты нужен такой.
Небу котоpое смотpит на нас,
С pадостью и тоской.
И. Кормильцев.