Жанр | Приключение, квест |
Издатель | CBE Software |
Разработчик | CBE Software |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-4430 3,0 ГГц / AMD FX-6300 3,5 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon RX 480, 13 Гбайт на накопителе, аккаунт в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-4770 3,4 ГГц / AMD Ryzen R5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 580 |
Дата выхода | 5 мая 2020 года (PC) |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Платформы | PC, Xbox One, Playstation 4 |
Официальный сайт |
Играли на PC
Someday You’ll Return напоминает сразу ряд приключений от первого лица: от прошлогодней Blair Witch до The Vanishing of Ethan Carter. Ассоциации рождают определенные ожидания, но CBE Software рушит их на корню. Вместо очередной прогулки часов на четыре-пять мы получили без пяти минут квест на полтора десятка часов. С головоломками, которые оправдывают свое название и действительно заставляют подраскинуть мозгами, крафтом и, конечно, корявенькими прятками.
⇡#Не так, как мы привыкли
Дэниел мчится за GPS-сигналом телефона своей дочери. И что-то в первых же его словах сразу настораживает. Он кажется не столько обеспокоенным, сколько… раздраженным. Стелла уже не первый раз убегает из дома. Чем дальше заводят поиски, тем больше мы узнаем о сложной семейной жизни героев. Хотя начинается все довольно мирно.
Тропинка уводит Дэниэла вглубь чащи. Мягкий солнечный свет пробивается сквозь деревья. Герой поднимается к вершине горы, откуда открывается потрясающий вид на природу. Действие происходит, кстати, в реально существующем месте в Чехии, в окрестностях замка в Корычанах. В знаковых местах вроде церквушки или средневековых развалин даже стоят доски с исторической справкой, а неподалеку, как правило, можно найти QR-код. Если отсканировать его, то откроется карта местности. Даже соблюдены цветовые маркеры тропинок, проложенных по местности. Хотя и не все локации, где мы побываем, реальные.
Первое время Someday You’ll Return придерживается реализма. Мы следуем за Стеллой по «хлебным крошкам», решаем умеренно сложные, но в целом логичные задачки, собираем из подручных предметов нужные для продвижения вещи. Мистике находится вполне логичное объяснение. Агрессивный бездомный вырубил героя, который копался в обжитом бункере, вот и приснился кошмар. Галлюцинации же наверняка вызвал яд пауков — стоило выпить антидот, сваренный собственноручно, как все прошло.
Благодаря неспешному темпу игре удается передать атмосферу затягивающего кошмара, в котором герой увяз и тонет, словно в зыбучих песках. Ощущение на удивление схоже с тем, что вызывает Silent Hill. Приключение старается не вести за ручку, а лишь давать маркеры для ориентира и конечную цель. Путь извольте искать сами, причем изредка существует несколько дорог.
Окружение необходимо внимательно исследовать. Поверьте, вы не захотите пропустить сюжетно важный предмет в одной локации, чтобы потом застрять в следующей без идей, что же делать и где вы пропустили какую деталь. К сожалению, некоторые вещи нельзя подобрать до определенного эпизода, что запутывает еще сильнее. Вот герой отпускает комментарий по поводу лимона на полке: «Гнилой, зачем он мне?». А спустя пятнадцать минут оказывается, что он очень даже нужен для решения головоломки.
Сама логика в загадках напоминает о «Тихом Холме». Сперва слабо понимаешь, чего от тебя хочет игра, но когда решение все же находится, внезапно осознаешь, что в этом есть смысл, о котором стоило бы догадаться пораньше. Дополнительную «тактильность» пазлам придает простая, но уникальная реализация работы с инвентарем: для вскрытия коробки требуется плоскогубцами вытащить гвозди, а чтобы скрутить две детали, найдите сперва болт, гайку и поработайте гаечным ключом.
Сами по себе игровые механики не сложные, но их достаточно, чтобы развлекать на протяжении полутора десятков часов. Периодически потребуется варить настойки с разными эффектами: увидеть отклики прошлого, разглядеть истинную суть некоторых записок, обуздать боязнь высоты и так далее. Ингредиенты растут по всему лесу, поэтому лучше чаще глядеть под ноги и рвать полезные травки. Скалолазание позволит забраться по некоторым отвесным скалам и стенам. Ну и конечно же, нельзя было обойтись без стелс-эпизодов.
Не представляю, в какой момент авторам мистических историй приходит в голову мысль устроить прятки с жуткими тварями, которые мгновенно убивают протагониста, стоит попасться им на глаза. Ведь каждый раз получаются самые раздражающие эпизоды, взять хоть бы относительно недавние Call of Cthulhu или >observer_. Некоторые разработчики затем осознают ошибочность своих суждений и вовсе вырезают из своего проекта такие моменты (да, SOMA, я о тебе). На моей памяти стелс с непобедимыми монстрами удался лишь в Alien: Isolation и отчасти в Outlast.
Формально в Someday You’ll Return есть возможность дать сдачи. Дэниелу попадает в руки магический тотем. Если зарядить его и воткнуть в землю, он обездвижит детей-призраков в определенном радиусе. С одной поправкой — эффект действует лишь на тех монстров, к которым вы сумеете подкрасться сзади и выполнить ритуал незаметно. Стоит ли говорить, что легче просто проскользнуть мимо. Тотем в итоге остается инструментом для решения специфичных головоломок с левитацией булыжников.
Часто сюжет прикручивают к игровому процессу, чтобы хоть как-то оправдать необходимость двигаться дальше. В Someday You’ll Return ситуация обратная — геймплей здесь в первую очередь для того, чтобы сильнее вовлечь игрока в историю. Пожалуй, самое страшное в этой истории то, что подобные вещи творятся за дверями многих домов, и никто об этом не догадывается. Нет, здесь отсутствуют насилие и домогательство к несовершеннолетним. Лишь отстраненность с близкими, глухота к чужим чувствам и отношение старших к младшим в духе «яйцо курицу не учит». Ситуация, знакомая многим.
CBE Software — скромный коллектив, но выложился на полную катушку. Someday You’ll Return пусть и не выглядит высокобюджетным проектом, но радует завораживающими пейзажами и изобретательными сценами с большим количеством анимаций. До ААА-стандартов не дотягивают разве что слабо проработанные персонажи, которые не всегда естественно двигаются. Однако игре удается главное — выглядеть цельным художественным произведением.
Огорчает лишь обилие технических проблем. Особенно часто что-то ломается при загрузке после гибели: то скрипт не сработает, то фонарик перестанет включаться, то пропадет нужный предмет из инвентаря. Благо можно вернуться к любой из множества контрольных точек. Но, к сожалению, в моем случае на финишной прямой игра споткнулась и уже не смогла добраться до конца дистанции — сюжетная сцена отказывалась запускаться даже с переигрыванием полутора глав. Поэтому последние полчаса пришлось досматривать на Youtube. Обидно получилось.
* * *
Редкое приключение от первого лица, в котором вы не просто наблюдаете за историей, но действительно являетесь ее участником. Someday You’ll Return не хватает полировки — не всегда понятно, чего от вас хочет игра. Что еще хуже, не всегда ясно: это вы не можете додуматься до решения проблемы или игра просто сломалась? Но даже в таком виде от экрана сложно оторваться до тех пор, пока не узнаешь, куда же заведут Дэниела его поиски.
Достоинства:
- интригующая история держит в напряжении до финала;
- атмосфера безумия, которое медленно засасывает главного героя, а вместе с ним и игрока;
- разнообразные механики, умело сплетенные вместе;
- красивые пейзажи туристического уголка Чехии.
Недостатки:
- порой неясно, чего хочет игра;
- прятки с монстрами предсказуемо не удались;
- технические проблемы могут испортить ваш опыт.
Графика |
Обычный для жанра Unreal Engine слегка брыкается в руках авторов, но редкие спонтанные провисания кадровой частоты и средненькие модели людей не мешают наслаждаться потрясающими видами природы и мрачными подземельями. |
Звук |
Лес полнится звуками природы, трава приятно шелестит под ногами, а этнические мотивы выделяют музыку из общего фона. А вот озвучение героев (особенно Дэниела) неубедительное: эмоции порой неуместны, а перепады настроения в голосе слишком резкие. |
Одиночная игра |
Someday You’ll Return смешивает современное приключение и более классические квесты: здесь интересно и следить за историей, и решать задачки. Хотя первое все-таки чуть увлекательней. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Интересная история с вечно актуальными проблемами и мощной интригой страдает от нескольких технических болячек и провисающего порой темпа. |
Оценка: 7,5/10
Видео: