Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Stray — любовь, смерть, роботы… и котик. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Annapurna Interactive
Издатель в России Нет
Разработчик BlueTwelve
Минимальные требования Windows 10, процессор уровня Intel Core i5-2300 2,8 ГГц или AMD FX-6350 3,9 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 650 Ti или AMD Radeon R7 360 с 2 Гбайт видеопамяти, 10 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-8400 2,8 ГГц или AMD Ryzen 5 2600 3,4 ГГц, дискретная видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 780 с 3 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon RX 560 с 4 Гбайт видеопамяти
Дата выхода 19 июля 2022 года
Возрастной ценз От 10 лет
Локализация Да
Платформы PC, PlayStation 4, PlayStation 5
Официальный сайт

Котики. Компании BlueTwelve, которую сформировали выходцы из Ubisoft еще в середине в 2010-х, даже не нужно было вдаваться в подробности, что за игра ждёт в итоге: кадры с котиком, который с присущей этим животным грацией прыгает по крышам, дерёт ковры и выгибает спину при виде опасности, автоматически привлекали к HK_project (так называлась Stray на раннем этапе разработки) повышенное внимание. Киберпанковый антураж только добавлял интриги, ну а когда после пяти лет разработки игру подхватило издательство Annapurna Interactive — ставки взлетели очень высоко.

При этом игр, в которых главными действующими лицами оказываются животные (причём не обязательно антропоморфные, что особенно модно в последнее время), очень много: от условно-реалистичной серии Shelter до сказочных историй на манер Lost Ember. В один день со Stray вышла, например, экоориентированная притча Endling про лис. Даже игр, в которых игрок управляет именно кошкой, тоже навалом — из поздравлений разработчиков различных «кошачьих» игр в честь выхода Stray вышел весьма жирный тред в Twitter. Но Stray всё-таки стоит в этом ряду особняком — настолько точно кошачьи повадки в игровой мир ещё никто не переносил и тем более не вписывал их в столь живую и интересную историю.

 Игра света и отражений в Stray — отдельное удовольствие

Игра света и отражений в Stray — отдельное удовольствие

#Кот, который не хотел гулять сам по себе. Но пришлось

Проснувшись в живописно заросших индустриальных руинах, наш герой потягивается, ласкается со своими братьями-сестрами, немного играет, точит когти о дерево и засыпает снова — сладостная кошачья жизнь. Кстати, половая принадлежность главного героя Stray не раскрывается — мы так и не узнаем, кошка это или кот: гендерная неопределённость вполне себе в духе времени. О кличке и не говорим — истинный Nameless One.

 Впервые надетый рюкзак (в котором перемещается дрон B-12) прижимает нашего героя к земле, лишая возможности двигаться

Впервые надетый рюкзак (в котором перемещается дрон B-12) прижимает нашего героя к земле, лишая возможности двигаться

И вот мини-прайд отправляется в путь, но под рыжим протагонистом в какой-то момент ломается опора, и он падает в глубокую яму. Пришла пора начинать путешествие наружу, но теперь уже в одиночку — причём будучи единственным живым (в общепринятом смысле этого слова) обитателем многоуровневого города, населённого по большей части роботами. Но не только ими. Люди исчезли, однако они кое-что после себя оставили — и это кое-что местами очень пугает.

Наш герой пробирается сквозь опустевший город, ориентируясь на символы, которые ему кто-то оставляет: кот не только демонстрирует исконно кошачьи навыки — прекрасно прыгает и ломает вещи (что будет замечательно обыграно в финале), но и отличается умом и сообразительностью, местами навевая ассоциации с корги Эйн из аниме «Ковбой Бибоп». Читать и разговаривать он не умеет, но этого делать и не надо — символы, ведущие к своему месту жительства, оставлял миниатюрный дрон B-12, с помощью которого нам и предстоит дальше искать путь на поверхность.

 На мебели, как и всех поверхностях, пригодных для точки когтей, остаются царапины

На мебели, как и всех поверхностях, пригодных для точки когтей, остаются царапины

Зачин Stray не блещет оригинальностью, впрочем, как и весь сюжет, зато повествование здесь выстроено крепко, персонажи колоритные, интрига держится от начала и до конца, окружение наполнено деталями, которые интересно изучать, а лёгкий туман недосказанности оставляет пространство для домыслов и фантазий. Но впечатляющую историю Stray не рассказывает — она здесь скорее повод для захватывающего, эмоционального путешествия и интригующий фон, нежели что-то самоценное. Но этого хватает.

#Кошки не похожи на людей

C первых же минут Stray как раз демонстрирует то, за чем сюда большая часть игроков и придёт, — это действительно крайне «кошачья» игра. Во-первых, главный персонаж совершенно блистательно анимирован — кажется, на это (вместе с не менее впечатляющим графическим оформлением) и ушла большая часть из семи лет разработки. Движения очень плавные, естественные, точно воспроизводящие повадки кошки, — моментов, когда мы чувствуем какой-то разрыв с протагонистом, практически нет. Зато полно вещей, сделанных специально для умиления.

 Робот-дизайнер «Бабушка», зарабатывающий на жизнь вязанием из кабелей — в умилении

Робот-дизайнер Бабушка, зарабатывающий на жизнь вязанием из кабелей — в умилении

Например, есть специальная кнопка, чтобы мяукать, причём по-разному (это уже мы настраивать не можем) — поначалу это помогает искать путь, мир реагирует на издаваемые котом звуки. Затем мы можем просто мяукать — ради удовольствия. Этим, впрочем, не удивишь — бессмысленные, но работающие на атмосферу действия, выполняемые по нажатии специальной клавиши, встречаются не так уж редко: вспомним мычание Ред из Transistor или обнимашки в Spiritfarer. Но у Stray арсенал куда богаче: мы можем точить когти о самые разные предметы (как правило, ковры и деревянную мебель), тереться о ноги или ложиться на грудь к роботам, неизменно умиляя их, путаться под ногами, сладко засыпать в уютных местах и, конечно, сбрасывать предметы. И это далеко не все — на пути нам встретятся коробки, в которые надо запрыгнуть, пианино, на котором можно «сыграть», бумажные пакеты, которые можно надеть на голову, потеряв ориентацию в пространстве, и так далее. На этом месте каждому фанату котиков можно переставать читать и идти покупать Stray.

Что делать тому, кто равнодушен к кошкам (ну мало ли, вдруг вы собачник) или не впечатлён перспективой на протяжении нескольких часов делать всякие кошачьи вещи? Да, в принципе, тоже идти покупать Stray. Ведь это прекрасно выстроенное приключение.

 Точно в BlueTwelve никто из Bethesda не перешел?

Точно в BlueTwelve никто из Bethesda не перешел?

Это по-своему старомодная игра — без боевых механик, но при этом и не симулятор ходьбы (на мягких лапах): она сочетает в себе головоломки, элементы стелса и своеобразный платформинг. Баланс выдержан филигранно: Stray — не сложная игра, но она регулярно ставит разнообразные задачи перед игроком, не давая заскучать или погрузиться в рутинный процесс. При этом свободно прыгать нельзя, здесь даже нет кнопки прыжка как такового — потому я платформинг и назвал своеобразным, что это, по сути, поиск нужного места для прыжка, подсвеченного символом клавиши. Но иногда это надо делать быстро — и игра даёт адреналина. Stray при этом очень вертикальна, здесь крайне интересно лазать — не только для продвижения по сюжету, но и чтобы посмотреть очень любовно выписанный мир. Ну и поискать секреты, они тут в изобилии.

И нет, несмотря на то, что игру делали выходцы из Ubisoft, тут нет вышек. Да что там вышки, даже карты нет, все локации приходится держать в уме. Мир здесь не открытый, как можно было подумать, смотря трейлеры (по крайней мере, я так подумал), а состоит из последовательности мест для исследования. Какие-то побольше — на них уходит по несколько часов и тут можно найти даже второстепенные задания; иные пробегаются насквозь и быстро — но проникают атмосферой под кожу. В одном из мест сквозь живописный, печальный, но уютный постапокалипсис с азиатским акцентом (разработчики вдохновлялись гоноконгским районом Коулун) неожиданно проступают контуры работ то ли Гигера, то ли Бексиньского. И все это — не ломая общего настроения Stray, балансирующего между умилением и печалью.

 Едва ли не лучшие моменты игры — когда можно просто полежать, свернувшись калачиком под умиротворяющую музыку

Едва ли не лучшие моменты игры — когда можно просто полежать, свернувшись калачиком под умиротворяющую музыку

Отдельно, конечно, надо отметить графическое исполнение. Это первая игра BlueTwelve, и компания явно не работала с гигантским бюджетом, но имеющиеся ресурсы использовала просто шикарно: кошачью анимацию я уже отметил выше, лицевую анимацию выкинули за борт, населив мир роботами с лицами-экранами, на открытый мир замахиваться не стали, зато каждый уголок Stray выглядит замечательно. Мало какая ААА-игра может похвастать такой проработкой деталей. При этом и с оптимизацией нет серьёзных проблем — в паре мест кадровая частота проседала, но, думаю, это будет поправлено первыми патчами — на системную проблему не тянет.

Ну и нельзя не сказать про тактильность Stray — в неё надо играть с геймпадом с виброотдачей. Я, например, подключил к своему ПК DualShock — и даже этого более чем достаточно, чтобы ощутить, как кот урчит, как пугается и как трётся его шерсть. На PlayStation с DualSense, смею предположить, эффект ещё более мощный.

***

«На берегу» Stray воспринимается в первую очередь как игра про котика — киберпанк и постапокалипсис, мол, мы видели много где, а вот побегать на мягких лапах — занятие редкое и интригующее. И не могу сказать, что игра разрушает это впечатление. Да, это крепкое сюжетное приключение, от которого трудно оторваться на протяжении 6-8 часов, что уйдут на одно прохождение, но это точно не большое высказывание. Это все-таки «просто игра про котика».

Однако это «игра про котика», выполненная на невероятно высоком уровне, с такой нежностью и вниманием не только к пушистому герою, но и к миру, его окружающему, что она оказывается чем-то большим, чем просто кошачье приключение на пару вечеров. Как минимум таких котиков в играх мы ещё не видели.

Достоинства:

  • за кота по-настоящему кайфово играть;
  • можно драть мебель и сбрасывать вещи, а также прятаться в коробках;
  • прекрасные анимации и в целом впечатляющая визуальная проработка;
  • не бросающий вызов, но увлекательный и весьма разнообразный игровой процесс.

Недостатки:

  • достаточно невыразительный сюжет;
  • некоторая нехватка свободы действия — и это в игре про кота!

Графика

Просто-таки пример для всех, как работать с ограниченными ресурсами. Stray выглядит как ААА-игра ручной выделки, не являясь таковой, — просто сильные стороны подчёркнуты, а слабые выкинуты за борт.

Звук

Музыка не слишком запоминается, но здорово соответствует атмосфере и расставляет акценты. Озвучки и вовсе нет — персонажи говорят на тарабарском языке, который в понятный текст трансформирует дрон B-12. Ещё один пример аккуратной работы с ресурсами — кот же всё равно ничего не понимает (зачем, правда, тогда дрон переводит?).

Одиночная игра

Линейное приключение, легко меняющее внутри себя жанры: то своеобразный платформер, то квест по поиску нужных предметов, то головоломка, то стелс. Важно, что все игровые механики уместны и прекрасно сочетаются с кошачьей сущностью главного героя.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

От 6 до 8 часов (в зависимости от вашей любви собирать секреты).

Общее впечатление

Не игра, а мечта любого фаната кошек, которая при этом оказывается не просто «симулятором кота», а внятно рассказанной и интересной историей.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 8 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 9 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 10 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 10 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 11 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 11 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 13 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 14 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 15 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 15 ч.
«Народный» электрический кроссовер Kia EV2 за $14 500 мелькнул на видео 2 ч.
Власти Китая упростили условия привлечения иностранных инвестиций в национальный технологический сектор 2 ч.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 10 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 10 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 11 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 12 ч.
LG выпустила флагманский саундбар S95TR за $1500 с поддержкой Dolby Atmos и настройкой с помощью ИИ 14 ч.
Seagate заявила, что жёсткие диски с HAMR уже не уступают по надёжности традиционным HDD 14 ч.
Corsair представила обновлённые доступные проводные гарнитуры HS35 v2 для геймеров 15 ч.
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 16 ч.