⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Indika — во Царствии твоем меня помяни. Рецензия
День Индики выстроен довольно просто (да что день — жизнь). Подъем в пять утра. Молитва. Общая трапеза. Послушание — или на кухне, или во дворе, может, даже в огороде. Снова молитва. Еще одна общая трапеза. Второе послушание. Вечернее причастие. Отбой. Обильно пересыпать все это извинениями, молитвами, снова извинениями. Рядовая жизнь монашки, не выходящей за стены обители. С одной маленькой деталью — все это время Индика не одна. С ней разговаривает черт. ⇡#КроткаяПризнаюсь честно, студия Odd Meter меня «купила» еще задолго до первого трейлера и даже каких-то кадров. Игра про монахиню в России конца XIX века? С Федором Михайловичем Достоевским в качестве главного ориентира и референса? Несите немедленно! Постепенно простая для любого человека, выросшего в России, идея (но при этом совершенно не ложащаяся, казалось бы, на видеоигру) обрастала деталями: студия Odd Meter занималась в первую очередь 3D-графикой и архитектурой, так что акцент изначально был сделан на качественных анимациях — как будто бы сначала Индика «ожила», а потом уже вокруг нее оказалась построена игра. Судя по всему, ощущения меня не подвели. Примерно через год после анонса вышел трейлер с игровым процессом, где Индика занималась полновесным стелсом, прячась от городового среди церквей и заснеженных переулков, — правда в итоге конечный результат почти ничего общего с этим роликом не имеет. Почти — потому что церквей и заснеженных переулков в Indika хоть отбавляй. Но саму игру лучше всего назвать «интерактивным кино» или даже скорее «кинематографическим опытом с определенной долей интерактивности». Впрочем, сначала все-таки о самой Индике и о тех, кто сопровождает ее в путешествии к самым тайным уголкам души. То, в чем Odd Meter изначально была хороша, удалось безоговорочно — столь любовно и подробно выписанных главных героев (героинь) в играх мы видели совсем немного. Ассоциация всплывает сразу — Сенуа из Hellblade. Живые анимации, как телесные, так и лицевые, безупречная озвучка, превосходно выписанный характер: Indika задумывалась как пристальный взгляд в мятущийся внутренний мир девушки, одержимой бесом, — и произведение действительно работает в этом разрезе. Пусть и с шероховатостями. Шероховатости эти связаны не с техническими деталями (тут все почти безупречно — но только почти, подробнее о техническом состоянии игры я скажу ниже), а с сюжетной склейкой. Темп выдержан очень аккуратно — он неспешный, но при этом движение постоянное; мир не то чтобы живой — постановка очевидна, — но сделан с большим вниманием к деталям; запоминающихся и здорово прописанных сцен много. Нет, проблема в том, что Indika именно что состоит из последовательности не всегда идеально согласованных сцен, между которыми — будто бы разреженное пространство. И переходы не всегда ровные. Первая половина игры сосредоточена больше именно на самой бесноватой и ее отношениях со своим бесом (его-то как раз и озвучил Ефим Шифрин — и совершенно блестяще!). В этой половине есть сцены, где под Индикой буквально разверзается земля и она видит адские сполохи — заглушить столкновение с Адом способна лишь молитва (да, здесь есть отдельная клавиша, чтобы молиться). Дальше повествование незаметно смещает фокус на взаимоотношения Индики с ее обретенным спутником, беглым каторжником Ильей — у него тоже есть голос внутри, но не Дьявола, а Бога. Также мы обращаемся к прошлому нашей героини. Голос черта, комментирующий происходящее и разглагольствующий о вечном, остается, но это словно бы уже неважно, проехали. Мы как будто видим две игры и две истории внутри одной, которые, в свою очередь, разбиваются на отдельные короткометражки, — сюжетная конструкция напоминает лоскутное одеяло, а фокус то и дело плывет, отчего общий посыл работает не так мощно, как мог бы. Но это проблема Indika как цельного произведения. Куда неприятнее проблема Indika именно как игры. На самом деле, я чрезвычайно лоялен ко всем видеоигровым жанрам: меня не смущают и симуляторы ходьбы, и всевозможное «кинцо», где надо просто вовремя нажать нужную кнопку, даже к однокнопочной Virginia у меня нет вопросов — нужна просто интерактивность, возможность отождествить себя с героями, оказаться «внутри» произведения. Indika же, к сожалению, выглядит так, будто ей игровой процесс немного мешает. Все важнейшие моменты и яркие сцены поданы в виде роликов на движке — превосходно поставленных, очень выразительных и красивых, с головокружительной работой камеры и замечательными анимациями. Но это как раз мешает тому самому отождествлению, ощущению себя внутри этого мира, а не в позиции наблюдателя. Это, на самом деле, то же самое чувство, когда смотришь фильм с назойливым закадровым текстом, проговаривающим то, что вообще-то надо показывать при помощи киноязыка (при том что и самого по себе закадрового голоса и тут хватает). Нет, не могу сказать, что Indika лучше бы работала в качестве мультфильма — это именно что «почти интерактивное кино». Убери отсюда даже незначительную интерактивность, и станет совсем скучно. Все-таки даже элементарная ходьба (ее тут немало — и нет, бегать тоже можно) с возможностью посидеть на скамейках и полюбоваться видами несколько погружает. А тут есть и пространственные головоломки — в основном совсем нехитрые, но имеется и пара действительно остроумных, связанных с той самой чертовщиной. Есть и неожиданные вставки в восьмибитном стиле с элементами платформера, но к ним тоже есть вопросы. Не к вставкам как таковым — они симпатично нарисованы и приятно разбавляют довольно монотонный процесс основной игры, — а, скорее, к общему вплетению восьмибитных элементов в игру. Это и характерная музыка, и пиксельные шрифты, и сбор предметов, сопровождающийся характерным «набором очков», словно из «Соника». Причем под этим лежит очень четкая сюжетная основа и весьма изящная линия с толковым завершением, но чувство диссонанса со столь аккуратно вырисованным миром дореволюционной (пусть и фэнтезийной) России не покидает. Впрочем, вполне возможно, только меня — и это мой индивидуальный диссонанс. ⇡#Заметки из мертвого домаЯ не просто так сказал выше о фэнтезийности России в Indika. Первые минут 20 кажется, что это самая тщательно выписанная Россия из всех игровых: мы таскаем картошку, набираем воду в колодце (пять ведер подряд!), наблюдаем за церковной службой — и все это в максимально дотошно выписанных интерьерах и посреди до боли знакомой мартовской среднерусской распутицы. Но постепенно проступают детали параллельной реальности: то элементы стимпанка в виде многочисленных машин, частью из которых нам дадут порулить; то неестественно огромный пес, от которого придется убегать (одна из совсем немногих экшен-сцен в игре). В какой-то момент градус гротеска станет зашкаливать, а грань между реальностью и безумием начнет размываться — по счастью, совсем в «дичь» Indika не скатится и все же сумеет сохранить баланс. Сюжетный фокус расплывается, но в том, что касается устройства мира, — держится нормально. Отдельно хочется отметить внутриигровые пространства — при всей тесноте, они любопытно и местами захватывающе организованы; чувствуется, что студия раньше занималась не только 3D-моделированием, но и архитектурой. Как я и говорил, выглядит и звучит Indika превосходно — да, заметно, что основные силы были брошены именно на моделирование персонажей: локаций немного и они достаточно однообразны — но однообразна и однородна, по сути своей, и православная провинциальная Россия, не правда ли? Это небольшой и неяркий (с красками здесь все тоже тускло), но очень четкий срез, сквозь который весьма густо проступает та самая достоевщина. При этом работало все у меня со скрипом — Indika требовательна к вычислительным ресурсам, и мои 16 гигабайт оперативной памяти вместе с GeForce GTX 1660 прошли по минималкам. Забавно, что игра сама выставила настройки графики на «ультра» и порой страдала проседаниями кадровой частоты, а в одной главе и вовсе потеряла текстуры (благо при повторном запуске было уже все нормально). Но критических, портящих прохождение багов я не встретил, что для инди-игры с подобным технологическим уровнем — очень хороший показатель. *** С одной стороны, Indika оправдывает ожидания, в том числе и самые смелые. Это действительно неординарное для игрового мира произведение, где поднимаются темы души, свободы воли, внутренней борьбы между добром и злом, причем в оригинальном антураже и в доселе невиданном ракурсе (за колдунью в дореволюционной России мы уже играли, но за бесноватую монашку?..). Это серьезное, в чем-то новаторское произведение… …которое и не работает толком как игра, и не полностью раскрывает свой потенциал как высказывание. Как и в Индике, в Indika борются между собой бес нескладного повествования, отобранной у игрока свободы даже не воли, а вообще возможности управления чем-либо, и ангел любовно выписанных персонажей, оригинального антуража и интересных мыслей. Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 7,5/10 Indika
Видео:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|