Жанр | Экшен |
Издатель | Bethesda Softworks |
Издатель в России | «СофтКлаб» |
Разработчик | Arkane Studios |
Дата выхода | 5 мая 2017 года |
Возрастной ценз | от 18 лет |
Платформы | PC, PS4, Xbox One |
Официальный сайт |
Историю еще первой Prey можно теперь читать как увлекательный роман: легенды у основания (Том Холл и Джордж Ромеро), одновременный старт разработки с Duke Nukem Forever, саундтрек от KMFDM… и выход через 11 лет после смены движка, главного героя, разработчика и частично концепции. Тем не менее порталы сохранились, а игра оказалась вполне успешной, пусть и не произвела той революции, которую от нее ожидали в далеком 1995-м.
Так что последовавший вскоре после выхода (как нетрудно подсчитать, в 2006 году) анонс сиквела никого не удивил — правда, его разработчик почти сразу поменялся: место Human Head Studios заняла новая компания Скотта Миллера (бывшего директора легендарной 3D Realms) — Radar Group. И история повторилась: сначала разработка затянулась на несколько лет без особых новостей, затем издатель Bethesda Softworks объявил о выходе игры в 2012 году, а ближе к этой дате просто отменил проект.
Это можно было бы назвать «Санта-Барбарой», если бы это не было «Днем сурка»: в 2016 году проект был официально реанимирован, чтобы выйти в 2017-м — спустя ровно 11 лет после первого упоминания сиквела Prey. Только уже не как продолжение игры об индейце Томми, а полностью оригинальный проект-перезапуск.
Им занимается студия Arkane Studios Austin — американское подразделение французских разработчиков, знаменитых в первую очередь (теперь уже) серией Dishonored, а когда-то стартовавших яркой RPG Arx Fatalis. Вполне логично, что и перезапущенный Prey оказался вовсе не классическим шутером, а своеобразным гибридом, который должен включить в себя и RPG-элементы, и стелс (пусть и на более простом уровне, чем в Dishonored), и моменты хоррора: нам предстоит столкнуться с весьма пугающими пришельцами. Пугающими в первую очередь своими способностями к перевоплощению — и, соответственно, появлению из ниоткуда.
А теперь перейдем к рассказу о том, что нам удалось разглядеть в Prey за часовую геймплейную сессию. Здесь я поделюсь впечатлениями и ассоциациями — любителей же все увидеть своими глазами отсылаю к геймплейному ролику ниже.
Предысторию с выжившим Кеннеди и пошедшей по совсем иному сценарию космической гонкой Arkane Studios подала в анимационном трейлере, который вышел еще осенью. В самой игре, судя по всему, столь глубоких отсылок в прошлое не будет — действие проходит в 2032 году, и засыпать книжные полки трудами по альтернативной истории разработчики не стали.
Впрочем, почитать и прояснить придется многое — в игру вступает любимая помощница сценариста, амнезия. В полной уверенности, что мы готовимся к своему первому рабочему дню на новом месте, мы наслаждаемся солнечным утром в футуристичных апартаментах, а затем направляемся на вертолете в расположенный неподалеку офис, начинаем проходить тестирование… и что-то, конечно, идет не так.
Судя по всему, психологические встряски, дезориентация и «совы», которые не то, чем кажутся, — вообще основа игры, которая попытается ускользнуть в сторону от стандартных шутерных схем. Нет, стрелять и драться подручными средствами приходится, и много, — но пауз, в течение которых повисает напряжение, а подвоха ждешь от любой детали интерьера (в которые могут превращаться наши враги — пришельцы-мимики), тоже предостаточно. И взаимодействие со временем и нашим пониманием происходящего у сценаристов вполне свободное.
Тем не менее из Prey никто не делает ужастик. Да, во время недлинной сессии некоторые коллеги кокетливо вскрикивали, но специально страх не нагнетается. Да, мимики нападают неожиданно, и это щекочет нервы, но хоррором это не назовешь. Хотя, когда впервые берешь в руки огнестрельное оружие и видишь расположенный прямо на стволе индикатор патронов, в голову начинают лезть мысли о Dead Space и некроморфах.
Но они быстро проходят, стоит только углубиться в многочисленные закладки с заданиями, картой, инвентарем и навыками — здесь другая игра. Умений много: можно чинить и усовершенствовать окружающие устройства, можно взламывать компьютеры (через мини-игру с преодолением лабиринта на скорость), можно вложиться в боевые навыки (например, концентрацию с замедлением времени), а можно просто качать свое здоровье. Со временем появятся и специфические умения, вроде позаимствованной у наших врагов способности превращаться в предметы обстановки. Вспомним нашумевший ролик с превращением в кофейную чашку. Получать и совершенствовать способности можно, собирая и применяя нейромодуляторы (с последующей болезненной процедурой активации — лучше ее один раз увидеть), очков опыта или чего-то им подобного в Prey не будет.
Впрочем, ни до специальных способностей, ни до GLOO cannon (оригинальная винтовка, способная обездвиживать противников и прокладывать новые маршруты перемещения по уровню) в демонстрационном режиме добраться не удалось — так что ничего о реализации стелс-режима, например, сказать нельзя. Ну кроме того, что да, в Prey можно прятаться, и да, у врагов есть шкала, позволяющая понять, видят ли они вас и агрессивно ли они настроены.
Графически Prey выглядит отлично. CryEngine 4-го поколения — движок, внушающий уважение; здесь к нему добавляется весьма интересная работа художников. Тут лучше действительно обратиться к записи геймплея — она выразительнее любых слов. Остаются вопросы к оптимизации, проверить которую на демонстрационных ПК, конечно же, не было возможности. Ответы будут получены только ближе к выходу игры.
Arkane Studios обещает свободу передвижений и дух метроидваний, выраженный в появлении новых событий на уже исследованных локациях. Опять же поверим разработчикам на слово. Совершенно точно не будет жесткого деления на миссии, хотя от загрузок между локациями игра не избавляет — такой момент даже в небольшом демо был. Но разработчики не бросают нас на скриптовые рельсы — мимики выбирают объекты для копирования сами, причем делают это порой весьма изобретательно. Но и оборону от них нам тоже дают «изобрести» — например, перетаскивая турели с места на место или взрывая/обрушая окружающую обстановку. Пространство для фантазии явно будет. Экшен динамичный: соперники двигаются быстро и хаотично, постоянно пытаются зайти с тыла и застать врасплох. В виртуальный тир Prey не превращается.
Более всего в своем начале игра неожиданно напоминает первый Bioshock — и архитектурой, и уровнями, по которым можно относительно свободно перемещаться, и отчасти стилем нео-деко (хотя дизайн Prey лишен ретроналета), но более всего — ощущением утерянной утопии. Утопии, ради достижения которой кто-то перестарался — и нам предстоит выяснить, кто и как. Будет весьма любопытно.